Агентный ИИ: новый термин в технологиях

В мире технологий появился новый термин — «агентный ИИ». Маркетологи и энтузиасты называют его будущим, но что на самом деле скрывается за этим громким словом? Понятие «агентного» искусственного интеллекта варьируется в зависимости от того, кто его продает, однако общая идея заключается в том, что такие системы — это шаг вперед по сравнению с нынешними генеративными чат-ботами.

Современные чат-боты, при всей своей полезности, скорее «говорит, но не делает». Они способны отвечать на вопросы, находить и обобщать информацию, создавать тексты, изображения, музыку и даже программный код. В отличие от них, ИИ-агенты должны быть способны действовать от имени пользователя.

Если вы чувствуете себя сбитыми с толку, вы не одиноки. Поисковые запросы слова «агентный» резко выросли с почти полного забвения год назад до пика осенью этого года. Исследование, проведенное специалистами Массачусетского технологического института и Boston Consulting Group среди более чем 2000 руководителей компаний по всему миру, описывает агентный ИИ как «новый класс систем», способных «планировать, действовать и учиться самостоятельно».

«Это не просто инструменты, которыми управляют, или помощники, ожидающие инструкций, — говорится в отчете MIT Sloan Management Review. — Все чаще они ведут себя как автономные коллеги, способные выполнять многоэтапные процессы и адаптироваться в процессе работы».

Как отличить ИИ-агента от продвинутого чат-бота

Современные чат-боты, такие как ChatGPT, основаны на больших языковых моделях, которые предсказывают следующее слово в предложении, опираясь на огромный объем текстов, на которых они обучались. Они могут звучать удивительно похоже на человека, особенно с добавлением голоса, но по сути выполняют функцию автозавершения текста.

Это отличается от того, что разработчики ИИ, включая OpenAI, Amazon, Google, IBM, Microsoft и Salesforce, подразумевают под ИИ-агентами. «Генеративный ИИ-чат-бот скажет: «Вот отличные идеи»… и на этом всё, — объясняет Свами Сивасубраманиан, вице-президент по агентному ИИ в Amazon Web Services. — Это полезно, но агентность заключается в том, что система выходит за рамки возможностей чат-бота».

Сивасубраманиан, давно работающий в Amazon, возглавил направление ИИ-агентов в подразделении облачных вычислений компании в этом году. Он видит огромный потенциал в системах ИИ, которым можно поставить «высокоуровневую цель», а они сами разобьют ее на ряд шагов и предпримут соответствующие действия. «Я искренне верю, что агентный ИИ станет одной из крупнейших трансформаций со времен появления облачных вычислений», — отмечает он.

Для большинства потребителей первыми контактами с ИИ-агентами могут стать сферы онлайн-покупок. Задайте бюджет и предпочтения, и ИИ-агенты смогут совершать покупки или бронировать поездки, используя вашу кредитную карту. В долгосрочной перспективе предполагается, что они смогут выполнять более сложные задачи, получив доступ к вашему компьютеру и набор инструкций.

«Мне бы хотелось иметь агента, который бы анализировал все мои медицинские счета и объяснения льгот и находил способ их оплатить», — делится Томас Диттерих, профессор-эмерит Орегонского государственного университета, который десятилетиями работал над созданием ИИ-ассистентов. Он также хотел бы иметь агента, который действовал бы как «личный щит», отбивая спам и фишинговые атаки по электронной почте.

Диттерих признает, что некоторые компании используют термин «агентный» для описания «любых действий, которые может совершить компьютер, включая простой поиск информации в интернете». Однако он не сомневается в огромных возможностях технологии, когда ИИ-системы получают «свободу и ответственность» для уточнения целей и реагирования на меняющиеся условия при работе от имени людей.

«Мы можем представить мир, в котором действуют тысячи или миллионы агентов, способных объединяться в коалиции, — предполагает Диттерих. — Смогут ли они формировать картели? Появятся ли ИИ-агенты правоохранительных органов?»

«Агентный» — модное слово, основанное на старой идее

Милинд Тамбе исследует ИИ-агентов, работающих совместно, уже три десятилетия, с момента проведения первой Международной конференции по мультиагентным системам в Сан-Франциско в 1995 году. Тамбе признается, что его «забавляет» внезапная популярность слова «агентный» в качестве прилагательного. Ранее термин, описывающий нечто, обладающее агентностью, встречался в основном в других академических областях, таких как психология или химия.

Однако ученые-компьютерщики спорят о том, что такое агент, столько же, сколько Тамбе изучает их. «В 1990-х годах люди сходились во мнении, что одно программное обеспечение больше похоже на агента, а другое — меньше, и четкой границы не было, — говорит Тамбе, профессор Гарвардского университета. — Тем не менее, было полезно использовать слово «агент» для описания программных или роботизированных сущностей, действующих автономно в определенной среде, воспринимающих ее, реагирующих на нее, планирующих и мыслящих».

Известный исследователь ИИ Эндрю Ын, соучредитель онлайн-образовательной компании Coursera, способствовал популяризации прилагательного «агентный» более года назад, чтобы охватить более широкий спектр задач ИИ. В то время он также ценил то, что таким образом его использовали в основном «технические специалисты».

«Когда я вижу статью, в которой говорится об «агентных» рабочих процессах, я с большей вероятностью ее прочитаю, поскольку она, вероятно, содержит меньше маркетингового шума и написана кем-то, кто разбирается в технологии», — написал Ын в своем блоге в июне 2024 года. Ын не ответил на запросы о комментарии относительно того, придерживается ли он того же мнения.

Комментарии

Комментариев пока нет.