AI в музыке: как метки изменят прослушивание
В этом году группа The Velvet Sundown набрала сотни тысяч прослушиваний на Spotify, выпустив ретро-поп треки и достигнув миллиона ежемесячных слушателей. Однако эта группа оказалась нереальной. Каждая песня, изображение и даже история группы были сгенерированы искусственным интеллектом.
Для кого-то это был умный эксперимент, для других — тревожный сигнал о недостаточной прозрачности в музыкальном творчестве. Хотя описание группы на Spotify впоследствии было обновлено, чтобы признать использование ИИ, этот случай подчеркивает растущую проблему.
В сентябре 2025 года Spotify объявил о поддержке нового отраслевого стандарта маркировки ИИ в музыкальных кредитах, разработанного DDEX. Эта некоммерческая организация занимается стандартизацией цифровой музыкальной цепочки создания стоимости. Spotify также работает над улучшением борьбы с нарушениями, связанными с выдачей себя за другое лицо, и новой системой фильтрации спама, стремясь создать более надежную музыкальную экосистему.
По мере того как ИИ все глубже проникает в создание музыки, возникает задача сбалансировать его легитимное творческое использование с этическими и экономическими вызовами. Раскрытие информации имеет решающее значение не только для подотчетности, но и для предоставления слушателям прозрачного и удобного выбора артистов, которых они поддерживают.
Реакция музыкальной индустрии на ИИ до сих пор представляла собой смесь ситуативных мер, поскольку платформы пытались управлять новыми способами использования и ожиданиями от ИИ в музыке. Apple Music предприняла шаги против самозванцев, удалив вирусный трек "Heart on My Sleeve" с клонированными голосами Дрейка и The Weeknd, что было вызвано жалобой на нарушение авторских прав.
платформа продвижения инди-музыки SubmitHub ввела меры по борьбе со спамом, сгенерированным ИИ. Артисты должны указывать, если ИИ сыграл "значительную роль" в треке. Платформа также предлагает "AI Song Checker" для проверки файлов на предмет использования ИИ.
Объявление Spotify добавляет новый аспект к этим усилиям. Сосредоточившись на раскрытии информации, платформа признает, что артисты используют ИИ по-разному в процессе создания музыки. Вместо запрета таких практик, это открывает путь к системе маркировки ИИ, делающей их более прозрачными.
Маркировка контента давно используется для помощи аудитории в принятии информированных решений о потреблении медиа. Фильмы, сериалы и музыка сопровождаются возрастными ограничениями. Цифровые музыкальные файлы также содержат встроенные теги метаданных, такие как жанр, темп и участвующие артисты, которые платформы используют для категоризации песен, расчета роялти и рекомендации новой музыки.
Канада десятилетиями полагается на маркировку для поддержки своей отечественной музыкальной индустрии. Система MAPL требует, чтобы радиостанции играли определенный процент канадской музыки, используя критерии для определения канадского контента.
По мере появления все большего количества сгенерированной алгоритмами музыки на стриминговых платформах, метка раскрытия информации об ИИ предоставит слушателям способ находить музыку, соответствующую их предпочтениям, будь то интерес к сотрудничеству с ИИ или тяга к более традиционным, созданным человеком подходам.
Стандарт раскрытия информации сделает маркировку музыки с ИИ возможной. Следующим шагом является культурный: определение того, сколько информации должно быть предоставлено слушателям и в какой форме. По данным Spotify, артистов и правообладателей попросят указать, где и как ИИ способствовал созданию трека, например, использовался ли он для вокала, инструментов или постобработки.
Для артистов эти детали лучше отражают то, как инструменты ИИ вписываются в долгую традицию творческого использования новых технологий. Синтезатор, драм-машины и сэмплеры — и даже электрогитара — когда-то были спорными.
Однако раскрытие информации об ИИ не должно давать стриминговым платформам повод наводнять каталоги сгенерированным контентом. Цель должна состоять в том, чтобы предоставить слушателям информацию для принятия более осознанных решений о том, какую музыку они хотят поддерживать.
Информация об использовании ИИ должна быть легко доступной. Однако в профиле The Velvet Sundown на Spotify это сомнительно: слушателям приходится углубляться, чтобы прочитать описание группы.
ИИ в музыке поднимает насущные вопросы, касающиеся труда и компенсации, динамики власти в индустрии, а также лицензирования и прав. Исследование Международной конфедерации обществ авторов и композиторов предполагает, что генеративный ИИ может поставить под угрозу 24% доходов музыкальных создателей к 2028 году.
Самые популярные платформы музыки с ИИ контролируются крупными технологическими компаниями. Усилит ли ИИ концентрацию творческой власти, или появятся инструменты, которые снизят производственные затраты и будут широко использоваться независимыми артистами? Будут ли артисты получать компенсацию, если их музыка используется для обучения ИИ-платформ?
Культурное восприятие музыкантов, чья музыка используется для обучения ИИ-платформ или в процессе создания музыки с помощью ИИ, также является источником творческого напряжения.
Превращение стандарта раскрытия информации в нечто видимое — например, интуитивно понятную метку или значок — позволит слушателям с первого взгляда видеть, как человеческие и алгоритмические вклады сочетаются в треке. Встроенная в цифровой файл песни, это также может помочь поклонникам и организациям искусства находить и поддерживать музыку на основе лежащей в основе креативности.
В конечном счете, речь идет о предоставлении слушателям выбора. Четкая, хорошо разработанная система маркировки может помочь аудитории понять множество способов, которыми ИИ формирует музыку сегодня, от тонких производственных инструментов до полностью синтезированных вокалов.
По мере роста влияния ИИ в создании музыки слушатели заслуживают того, чтобы знать, как создаются звуки, которые им нравятся, а артисты заслуживают возможности объяснить это. Понятные музыкальные метки ИИ превратят раскрытие информации в нечто большее, чем простое соблюдение требований: они также могут побудить слушателей глубже задуматься о творческом процессе, стоящем за любимой музыкой.
Комментарии
Комментариев пока нет.