ИИ видит дороги: как ИИ улучшает безопасность на дорогах США
Состарившиеся дороги Америки нуждаются в ремонте, и города с штатами обращаются к искусственному интеллекту (ИИ), чтобы выявлять опасности и определять приоритеты ремонтных работ.
Например, власти Гавайев раздают 1000 видеорегистраторов, стремясь снизить недавний всплеск смертности в ДТП. Камеры будут использовать ИИ для автоматической инспекции ограждений, дорожных знаков и разметки, мгновенно различая мелкие проблемы и экстренные случаи, требующие выезда ремонтной бригады.
«Это не то, что смотрят раз в месяц, а затем садятся и решают, куда отправить свои машины», — сказал Ричард Браунинг, директор по коммерции Nextbase, разработавшей платформу для видеорегистраторов и обработки изображений для Гавайев.
После того как Сан-Хосе, Калифорния, начал устанавливать камеры на уборочные машины, сотрудники города подтвердили, что система правильно идентифицировала ямы в 97% случаев. Теперь они расширяют эту инициативу на автомобили парковщиков.
Техас, где протяженность дорог больше, чем в двух следующих штатах вместе взятых, менее чем за год внедрил масштабный план с использованием ИИ, который анализирует данные с камер и с мобильных телефонов водителей для повышения безопасности.
Другие штаты используют эту технологию для проверки дорожных знаков или составления ежегодных отчетов о дорожном трафике.
Гавайи: каждый день, каждое ограждение
Водители на Гавайях в ближайшие недели смогут получить бесплатный видеорегистратор стоимостью 499 долларов в рамках кампании «Глаза на дороге». Программа была запущена в 2021 году на служебных автомобилях, а затем приостановлена из-за лесных пожаров.
Роджер Чен, доцент инженерии Гавайского университета, помогающий в реализации программы, отметил, что штат сталкивается с уникальными проблемами в поддержании устаревшей дорожной инфраструктуры.
«Оборудование приходится доставлять на остров», — сказал Чен. «Есть ограничения по пространству и топографии, с которыми приходится иметь дело, поэтому это непростая задача».
Хотя программа также отслеживает такие вещи, как дорожный мусор и выцветание разметки, компании-разработчики особо подчеркивают ее способность обнаруживать поврежденные ограждения.
«Они анализируют все ограждения в штате, каждый день», — сказал Марк Питтман, генеральный директор Blyncsy, которая объединяет данные с видеорегистраторов с картографическим ПО для анализа состояния дорог.
Дорожные службы Гавайев прекрасно осведомлены о рисках, связанных с поврежденными ограждениями. В прошлом году штат достиг соглашения на сумму 3,9 миллиона долларов с семьей водителя, погибшего в 2020 году после столкновения с ограждением, которое было повреждено в аварии за 18 месяцев до этого, но так и не было отремонтировано.
В октябре 2025 года на Гавайях было зафиксировано 106 смертей в ДТП — больше, чем за весь 2024 год. Неясно, сколько из этих смертей связано с проблемами на дорогах, но Чен подчеркнул, что эта мрачная тенденция подчеркивает актуальность программы с видеорегистраторами.
Создание более крупной базы данных ИИ
Сан-Хосе сообщает об успешных начальных результатах в выявлении ям и дорожного мусора, просто устанавливая камеры на несколько уборочных машин и автомобилей парковщиков.
Однако мэр Мэтт Махан, демократ, основавший два технологических стартапа до прихода в политику, считает, что усилия будут гораздо эффективнее, если города будут делиться своими изображениями в общей базе данных ИИ. Система может распознать дорожную проблему, которую она видела раньше, даже если это произошло в другом месте, сказал Махан.
«Он видит: «О, это на самом деле картонная коробка, застрявшая между двумя припаркованными автомобилями, и это считается мусором на дороге», — сказал Махан. «Может пройти пять лет, прежде чем это произойдет у нас, а может, мы получим это прямо сейчас».
Представители Сан-Хосе помогли создать GovAI Coalition, которая была запущена в марте 2024 года для обмена лучшими практиками и, в конечном итоге, данными между правительствами. Другие местные органы власти в Калифорнии, Миннесоте, Орегоне, Техасе и Вашингтоне, а также штат Колорадо, являются членами этой коалиции.
Некоторые решения просты
Не все подходы ИИ для повышения безопасности дорожного движения требуют камер.
Массачусетская компания Cambridge Mobile Telematics запустила систему StreetVision, которая использует данные с мобильных телефонов для выявления рискованного поведения водителей. Компания сотрудничает с департаментами транспорта штатов, чтобы определить, где конкретные дорожные условия способствуют этим опасностям.
Райан МакМахон, старший вице-президент по стратегии и корпоративному развитию компании, присутствовал на конференции в Вашингтоне, округ Колумбия, когда заметил, что программное обеспечение StreetVision показывает огромное количество автомобилей, резко тормозящих на близлежащей дороге.
Причина: куст загораживал знак «Стоп», который водители видели только в последний момент.
«Мы смотрим на накопление событий», — сказал МакМахон. «Это привело меня к проблеме инфраструктуры, а решением этой проблемы оказалась пара садовых ножниц».
Представители Техаса использовали StreetVision и различные другие инструменты ИИ для решения проблем безопасности. Этот подход оказался особенно полезным недавно, когда они просканировали 250 000 линейных миль (402 000 километров) дорог, чтобы выявить старые дорожные знаки, давно нуждающиеся в замене.
«Если что-то было установлено 10 или 15 лет назад, а рабочий заказ был на бумаге, только Бог знает, где вы найдете это в цифровом виде», — сказал Джим Маркхэм, который занимается данными об авариях в Департаменте транспорта Техаса. «Наличие ИИ, который может пройтись и отфильтровать это, — это мультипликатор силы, который фактически позволяет нам смотреть шире и дальше гораздо быстрее, чем мы могли бы, просто передвигаясь по дорогам».
Автономные автомобили — следующий этап
Эксперты в области методов повышения безопасности дорожного движения на основе ИИ говорят, что то, что делается сейчас, — это, по сути, лишь ступенька к тому времени, когда значительная часть автомобилей на дорогах будет беспилотной.
Питтман, генеральный директор Blyncsy, работавший над программой видеорегистраторов на Гавайях, прогнозирует, что в течение восьми лет почти каждый новый автомобиль, с водителем или без, будет оснащен камерой.
«Как мы видим наши дороги сегодня с точки зрения бабушки на Buick, но также и Илона на его Tesla?» — сказал Питтман. «Это действительно важный нюанс для департаментов транспорта и городских служб. Теперь они строят инфраструктуру как для людей, так и для автоматизированных водителей, и им нужно начать преодолевать этот разрыв».
Галерея
Комментарии
Комментариев пока нет.