Tesla: Рекордные поставки, но прибыль под давлением
Tesla продемонстрировала рекордные поставки автомобилей в третьем квартале 2025 года, во многом благодаря ажиотажу среди американских покупателей, воспользовавшихся истекающим сроком действия федерального налогового кредита на электромобили. Однако этот рекордный квартал не привел к росту прибыли. Фактически, прибыль Tesla за третий квартал оказалась на 37% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Компания отгрузила 497 099 автомобилей, что принесло 21,2 миллиарда долларов выручки от автомобильного бизнеса — лучший показатель за более чем год. Тем не менее, чистая прибыль составила всего 1,4 миллиарда долларов, увеличившись лишь на 200 миллионов по сравнению со вторым кварталом, согласно письму акционерам, опубликованному в среду. Рекордный квартал последовал за неудачным началом года для Tesla, когда продажи значительно упали, отчасти из-за вовлеченности генерального директора Илона Маска в администрацию Трампа.
Компания объяснила, что одной из причин роста операционных расходов — на 50% выше, чем в третьем квартале прошлого года — стали инвестиции в ИИ и другие научно-исследовательские проекты, а также расходы на «реструктуризацию» в размере почти 240 миллионов долларов. Tesla не уточнила, на что именно были потрачены эти средства, но это может быть связано с недавним решением свернуть шестилетний проект суперкомпьютера Dojo.
Tesla также назвала тарифы еще одним фактором, снизившим прибыльность в прошедшем квартале. Главный финансовый директор компании Ваибхав Танеджа заявил на конференц-звонке в среду, что ущерб от тарифов составил около 400 миллионов долларов.
«Мы находимся на критическом переломном этапе для Tesla и нашей будущей стратегии, поскольку мы выводим искусственный интеллект в реальный мир», — сказал Маск во время звонка. По его словам, Tesla находится «на начальном этапе масштабного масштабирования Full Self-Driving и Robotaxi, что фундаментально изменит природу транспорта».
Все это окажет еще большее давление на последний квартал года. Tesla уже нуждается в очередном рекордном квартале, чтобы просто сравняться с количеством автомобилей, отгруженных в 2024 или 2023 годах. Компании могут помочь новые, немного более доступные версии моделей Model 3 и Model Y. Однако даже в этом самом оптимистичном сценарии Tesla значительно отстает от обещанного инвесторам 50% роста год к году.
В последние несколько лет Маск пытался привлечь внимание акционеров, инвесторов и сотрудников к будущему компании, выходящему за рамки основного бизнеса по производству и продаже автомобилей. Он сделал ставку на создание обширной сети автономных транспортных средств, которая, по его мнению, сможет конкурировать с Uber. А гуманоидный робот Optimus, по его мнению, станет самым продаваемым продуктом в истории.
Tesla представила мало новой информации об этих программах в письме акционерам. Маск сообщил, что компания может начать производство третьей версии Optimus в первом квартале 2026 года. Ранее он обещал построить тысячи таких роботов к концу текущего года, но, как сообщалось, Tesla столкнулась с проблемами на ранних этапах производства Optimus.
«Вывод Optimus на рынок — невероятно сложная задача, надо понимать. Это не прогулка по парку», — признал Маск.
Тем не менее, Маск продолжил свои расплывчатые, неконкретные заявления о том, как Optimus изменит мир. «Вы можете создать мир, где нет бедности, где каждый имеет доступ к лучшему медицинскому обслуживанию», — сказал он. «Optimus будет невероятным хирургом».
Увеличение внимания к ИИ, робототехнике и автономным автомобилям потребует от Tesla еще больших затрат в следующем году. Танеджа заявил, что капитальные затраты «существенно» вырастут в 2026 году благодаря этим проектам. Он также отметил, что Tesla пришлось увеличить расходы, связанные с персоналом, чтобы оставаться конкурентоспособной в продолжающейся «войне за таланты» в области ИИ.
Результаты Tesla за третий квартал представлены на фоне предложения компании о передаче Маску акций на сумму 1 триллион долларов. Этот план будет вынесен на голосование на ежегодном собрании акционеров Tesla через несколько недель. Компания и Маск активно проводят кампанию. Хотя консультативные группы, такие как ISS и Glass Lewis, рекомендуют отклонить пакет вознаграждений, он, скорее всего, будет принят, учитывая подавляющую поддержку акционеров на предыдущих голосованиях. Это не помешало Маску пригрозить уйти из Tesla, если пакет не будет одобрен.
Комментарии
Комментариев пока нет.