A-commerce: ИИ покупает для нас?

Покупки в интернете уже давно не новинка. Мы вступаем в эпоху A-commerce, где искусственный интеллект (ИИ) берет на себя все больше задач по выбору и покупке товаров.

В конце сентября OpenAI запустила в США пилотный проект "Buy it in ChatGPT", используя ИИ-агентов, призванных помогать людям в поиске и покупках. Эта технология известна как "agentic commerce", или сокращенно A-commerce.

Теперь американские покупатели могут получать рекомендации от продавцов Etsy прямо в чате ChatGPT, а затем мгновенно совершать покупки, не переходя на страницы отдельных магазинов.

В перспективе крупные компании анонсируют следующий этап "автономного A-commerce", который, по прогнозам экспертов, может привести к тому, что ИИ начнет совершать покупки для некоторых потребителей уже в ближайшие годы.

Но является ли передача большего количества наших покупательских решений искусственному интеллекту благом для нас как потребителей, для большинства бизнесов или для планеты?

Что возможно прямо сейчас?

Для большинства людей, использующих ИИ для помощи в покупках, ИИ-агент пока в основном занимается поиском и рекомендациями товаров. Для завершения покупки он по-прежнему перенаправляет клиента на сайт продавца.

Например, ИИ может выполнить большинство шагов для заказа пиццы – зачастую даже медленнее, чем вы сами – за исключением финальной оплаты.

Вот тут вступаем мы: нам все еще нужно войти в аккаунт, если мы участник программы лояльности, ввести свои личные данные и адрес доставки, а затем, наконец, оплатить.

С запуском "Buy it in ChatGPT" в США клиент больше не покидает чат, где и происходит завершение покупки.

Shopify заявила, что скоро более миллиона ее продавцов смогут совершать покупки прямо в ChatGPT. Крупный американский ритейлер Walmart имеет схожие планы.

Что дальше?

В мае 2025 года Google запустил "AI mode shopping". Некоторые функции, такие как использование полноростового фото для виртуальной "примерки" одежды, пока доступны только для покупателей из США и лишь с ограниченным количеством брендов.

В то время Google заявлял, что следующим шагом станет новый "agentic checkout […] в ближайшие месяцы" для товаров, продаваемых в США. Он предоставит покупателям возможность отслеживать товар до тех пор, пока его цена не снизится до установленного бюджета, а затем автоматически предлагать совершить покупку с использованием Google Pay. Эта опция оформления заказа еще не запущена.

Гиганты кредитных карт Visa и Mastercard также работают над упрощением процесса покупок для ИИ-агентов.

Как текущие, так и будущие формы A-commerce имеют потенциал быстрого распространения по всему миру, поскольку они в значительной степени опираются на ту же глобальную цифровую инфраструктуру, что и современная электронная коммерция: идентификация, платежи, данные и соответствие требованиям.

Консультанты McKinsey прогнозируют: "Мы вступаем в эру, когда ИИ-агенты не просто будут помогать – они будут принимать решения".

Каковы риски и преимущества?

Чрезмерные траты – это большой риск. A-commerce исключает многие этапы покупательского процесса, присущие электронной или физической коммерции, что приводит к меньшему количеству брошенных корзин и потенциально к более высоким тратам.

Людям придется доверять ИИ-системам свои личные данные и предпочтения, а также гарантировать, что они не будут использованы не по назначению. Разрешая ИИ совершать покупки от вашего имени, вы несете ответственность за покупку и не можете легко потребовать возврат средств.

ИИ-системы могут ориентироваться на цену или скорость, но не всегда на то, что для вас важнее всего: от экологичности продукта до этичности его производства.

Мошенничество может стать реальной проблемой. Мошенники могут создавать ИИ-витрины, чтобы обманывать ИИ, получать деньги и никогда не доставлять товар.

Банкам придется разбираться, как выявлять мошенничество, обрабатывать возвраты и управлять согласиями, когда "нажимает" на "купить" не человек, а алгоритм от его имени.

Регуляторам придется учитывать A-commerce в своих правилах конкуренции, конфиденциальности, данных и защиты прав потребителей.

A-commerce может предложить некоторые ограниченные экологические преимущества по сравнению с сегодняшним способом покупок, например, меньше пропущенных доставок – если вы готовы делиться своим календарем, чтобы ваш ИИ-агент знал о вашей доступности.

Однако большее потребление также приведет к большим экологическим последствиям: от прожорливого потребления энергии и воды ИИ до ущерба от быстрой моды, увеличения доставок и косвенного загрязнения.

Изменение способов покупок и ведения бизнеса

Если у вас даже небольшой бизнес, то способ, которым вы делаете свои продукты и услуги доступными онлайн, должен измениться. Вместо простого создания веб-сайтов для клиентов и поисковых систем, все бизнесы должны будут создавать онлайн-магазины, доступные для ИИ. Они не будут выглядеть как современные веб-сайты. Это будет скорее похоже на насыщенный данными цифровой каталог, содержащий все, что нужно ИИ-агенту для размещения заказов: спецификации продуктов, цены, наличие, отзывы, вплоть до вариантов доставки.

Все те годы, когда крупные бренды покупали внимание и доминировали в результатах поиска, могут начать иметь меньшее значение, если вы сможете создать хороший онлайн-магазин, доступный для ИИ. Это может стать тихим, но масштабным сдвигом в работе торговли.

Однако видимость каждого бизнеса будет зависеть от того, как ИИ-системы считывают и ранжируют продавцов. Если данные компании не будут отформатированы для ИИ, она может исчезнуть из поля зрения. Это может дать преимущество крупным игрокам и снова затруднить конкуренцию для малого бизнеса.

Насколько мы готовы делегировать наши покупки ИИ-агентам? Наш индивидуальный и коллективный выбор в ближайшие несколько лет определит, насколько радикально изменятся покупки на долгие годы.

Комментарии

Комментариев пока нет.

Информация

Опубликовано: 25 октября 2025
Категория:
Категория: ТехноЛента
Просмотров: 15