Амазон против UPS: Будущее работы водителей доставки
Американские домохозяйства стали зависимы от Amazon. По данным на 2024 год, 83% домохозяйств в США получали доставки от Amazon, что составляет более 1 миллиона посылок ежедневно и 9 миллиардов отправлений в год с доставкой в тот же или на следующий день. Компания стремительно превратилась из онлайн-книготорговца в гиганта, изменившего розничную торговлю. Однако её влияние выходит за рамки потребительского опыта.
За этим бесконечным потоком посылок стоят более миллиона человек, работающих на складах Amazon и в службах доставки. Благодаря своему растущему доминированию в рознице, Amazon обогнал своих основных конкурентов в сфере доставки — UPS и FedEx — по объему доставляемых отправлений.
Какова жизнь этих работников? Между радужным PR Amazon и тревожными разоблачениями журналистов и активистов бывает сложно разобраться. Одна из причин — недостаток надежных данных: опыт работников в таких компаниях, как Amazon, UPS и FedEx, часто является «чёрным ящиком». Отдалённые отношения Amazon с водителями, от которых зависит доставка, ещё больше усложняют получение ответов.
Но это нас не остановило. Используя уникальные данные проекта Shift, наше новое исследование, соавтором которого выступили Джули Су и Кевин Бруи, представляет первое прямое, крупномасштабное сравнение условий труда водителей и складских работников Amazon, UPS и FedEx на основе опроса более 9000 сотрудников.
Наши выводы весьма тревожны — не только для водителей Amazon, но и для будущего труда в индустрии доставки в целом.
Две модели, две реальности
На протяжении почти столетия работа водителя грузовика доставки была путём к среднему классу, ярким примером чего являются профсоюзные рабочие места в UPS. Водители UPS, являющиеся членами профсоюза Teamsters на протяжении десятилетий, — это наёмные работники с юридическими гарантиями и коллективным договором.
В отличие от этого, Amazon выбрала совершенно иную модель. Важно то, что Amazon практически не нанимает водителей доставки напрямую.
Вместо этого её транспортный отдел, Amazon Logistics, использует два основных метода доставки большинства своих отправлений: Amazon Flex — платформенная система, рассматривающая водителей как независимых подрядчиков, и Amazon DSP — франшизная система, использующая субподрядчиков. Субподрядчики DSP в подавляющем большинстве не являются членами профсоюзов, и компания разрывает связи с подрядчиками DSP, водители которых пытались объединиться в профсоюз. Эти практики оказывают понижающее давление на заработную плату и условия труда водителей во всей отрасли.
Влияние на работников ощутимо
Мы обнаружили, что водители доставки Amazon получают значительно более низкую заработную плату, чем работники UPS и FedEx. Разница в оплате труда особенно велика между водителями Amazon, зарабатывающими в среднем 19 долларов в час, и профсоюзными водителями UPS, которые получают 35 долларов.
Мы также установили, что профсоюзные водители UPS имеют чёткий путь к карьерному росту, в то время как у водителей Amazon такого пути нет. В UPS заработная плата увеличивается по мере стажа работы. Ставка начинается с 21 доллара в час и достигает почти 40 долларов в час для водителей, проработавших в компании не менее 10 лет — а это более половины из них.
В Amazon зарплата начинается с 17 долларов в час и не увеличивается с течением времени. Почти половина работников имеет стаж менее года.
Из-за более низкой заработной платы, нестабильного графика, меньшего количества льгот и ограниченных гарантий трудового законодательства водители Amazon с трудом сводят концы с концами. Более четверти сообщили, что голодали из-за нехватки средств на еду в прошлом месяце, а 33% заявили, что не могут оплатить счета за коммунальные услуги. По сравнению с водителями UPS и FedEx, водители Amazon сталкиваются со значительной финансовой нестабильностью.
Вдобавок ко всему, водители Amazon подвергаются интенсивному наблюдению на рабочем месте и контролю скорости, как и работники на складах компании. Шестьдесят процентов обоих типов работников Amazon получают частую обратную связь о скорости своей работы через технологические устройства, и более двух третей заявили, что Amazon отслеживает качество их работы с помощью технологий. Такая степень технологического наблюдения и отслеживания значительно превосходит то, с чем сталкиваются работники UPS и FedEx, представляя собой крайний случай мониторинга работников и оценки производительности.
Будущее доставки и труда
Использование водителей, не являющихся штатными сотрудниками, способствовало экспоненциальному росту Amazon как компании по доставке посылок. В 2023 году Amazon впервые доставила больше посылок, чем UPS, став вторым крупнейшим перевозчиком посылок в стране — уступая только Почтовой службе США.
Создав империю онлайн-торговли с возможностью доставлять большую часть своих отправлений, Amazon продолжает расширяться. UPS, напротив, наблюдает падение доходов, стоимости акций и рыночной капитализации. Таким образом, огромный масштаб Amazon и её подход, похожий на гиг-экономику, меняют отраслевые стандарты, оказывая понижающее давление на заработную плату, льготы и стабильность работы во всём секторе доставки.
Контраст между водителями Amazon и UPS — это не просто две компании, использующие разные модели доставки посылок, это две конкурирующие модели будущего труда. Будучи второй по величине розничной компанией и теперь крупнейшей частной компанией по доставке в США, Amazon обладает рыночной властью, которая влияет на условия труда работников за пределами её собственных водителей доставки. Последние сообщения указывают на то, что UPS экспериментирует с использованием гиг-доставок, к большому неудовольствию профсоюза, представляющего три четверти её рабочей силы.
В послевоенную эпоху рост профсоюзного движения привел к улучшению заработной платы и условий труда во многих секторах экономики, включая не относящиеся к профсоюзам. Продолжающееся расширение бизнес-модели Amazon может сигнализировать о повсеместном снижении заработной платы, льгот и гарантий для работающих людей в целом.
Комментарии
Комментариев пока нет.