BlaBlaCar: Как карпулинг покоряет Индию

Студент Лаванья Джайн, которому 21 год, регулярно пользуется приложением BlaBlaCar, чтобы добраться из Нойды, пригорода Нью-Дели, до своего дома в Кандхле, небольшой город на севере Индии. Путешествие длиной 120 километров обходится ему примерно в 500 рупий (около 6 долларов США). Это значительно дешевле, чем 1500-2000 рупий (17-23 доллара США), которые пришлось бы заплатить за частное такси.

«Если вы ищете быстрый, эффективный, доступный и комфортный способ путешествовать — и любите поболтать — вам определенно стоит попробовать BlaBlaCar», — делится Джайн, добавляя, что пользовался приложением около 40-50 раз за последние два года.

Джайн — один из миллионов индийцев, которые выбирают междугородний карпулинг как более дешевый и социальный способ передвижения между городами. Этот всплеск популярности сделал Индию крупнейшим рынком компании в мире: в этом году ожидается около 20 миллионов пассажиров, что почти на 50% больше, чем годом ранее. По прогнозам, индийский рынок BlaBlaCar превзойдет 18 миллионов пассажиров в Бразилии и родном для компании рынке во Франции.

Для компании, которая закрыла свой индийский офис в 2017 году из-за недостаточной активности, такой поворот событий выглядит впечатляюще. Рост произошел в значительной степени без маркетинговых кампаний или местной команды, а скорее благодаря «сарафанному радио», расширению доступа к мобильному интернету, росту цифровых платежей и увеличению числа владельцев автомобилей среди среднего класса Индии.

В Индии насчитывается более 700 миллионов пользователей смартфонов, и наблюдается резкий рост цифровых платежей, которые сейчас составляют более 99% всех транзакций в стране. Центральным элементом этого сдвига является система Unified Payments Interface (UPI), поддерживаемая правительством Индии, которая обработала около 19,6 миллиарда переводов на сумму около 24,9 триллиона рупий (примерно 284 миллиарда долларов США) только в сентябре. Продажи автомобилей растут параллельно, достигнув 4,73 миллиона автомобилей в 2024 году, по сравнению с 3,87 миллиона годом ранее — это рост на 5,2% в годовом исчислении и рекордный показатель.

Среди других факторов, способствующих быстрому росту BlaBlaCar в Индии, — ограниченная пропускная способность общественного транспорта страны относительно ее населения, превышающего 1,4 миллиарда человек, и постоянное расширение дорожной инфраструктуры, улучшающей связь между небольшими городами, сельскими районами и крупными мегаполисами.

«У нас есть множество примеров от пользователей, которые говорят: „Раньше я летал в пункт назначения, или ехал поездом, или вообще никуда не ехал — а теперь я могу добраться на машине. Это занимает три часа, и поездка очень приятная“, — рассказал Николя Брюссон, соучредитель и генеральный директор BlaBlaCar, в интервью. BlaBlaCar впервые вышла на индийский рынок в начале 2015 года, открыв местный офис в Нью-Дели. Компания вскоре столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны Uber и местного конкурента Ola, которые экспериментировали с услугами карпулинга и активно их продвигали. (В итоге компании приостановили эти услуги карпулинга во время локдаунов COVID-19.)

Несмотря на трудности с привлечением пользователей, BlaBlaCar вывела свою местную команду в 2017 году. Тем не менее, приложение оставалось доступным — и в 2022 году его использование начало снова расти. С тех пор число пользователей выросло с 4,3 миллиона в 2022 году до прогнозируемых 20 миллионов в этом году. В этом году BlaBlaCar в среднем насчитывала около 1,1 миллиона активных пользователей в месяц в Индии, достигнув пика примерно в 1,5 миллиона в августе. Примерно три четверти из них — пассажиры, а остальные 25% — водители. По данным компании, на Индию приходится около 33% всех пассажиров BlaBlaCar в мире.

По количеству поездок BlaBlaCar показала самый сильный рост в Индии: по состоянию на 30 сентября было совершено 13,5 миллиона поездок, что на 9,1 миллиона больше, чем за тот же период прошлого года. Бразилия осталась немного впереди с 14 миллионами поездок в этом году по сравнению с 11,7 миллиона в 2023 году, в то время как Франция заняла третье место с 5,6 миллионами поездок, что примерно соответствует прошлому году.

«Для нас центр тяжести сместился от наших первоначальных рынков в Западной Европе к таким местам, как Япония, Турция — и все чаще к Индии», — сказал Брюссон. Хотя BlaBlaCar еще не получает дохода от Индии, водители на ее платформе заработали около 713 миллионов рупий (примерно 8 миллионов долларов США) только в августе, по данным компании. В среднем водители зарабатывают около 390 рупий (примерно 4 доллара США) за место в Индии, при среднем расстоянии поездки 180 километров. Для сравнения, средний заработок водителей во Франции составляет около 15 евро (примерно 17 долларов США), а в Бразилии — около 6,5 евро (примерно 7 долларов США), хотя расстояния поездок в Индии и Бразилии примерно одинаковы и короче, чем во Франции (около 250 километров). Разница, по словам BlaBlaCar, отражает более низкую местную покупательную способность и ожидания совместного использования расходов в Индии.

Почти 70% индийских пользователей BlaBlaCar находятся в возрасте от 18 до 34 лет, и около 95% активности приходится на мобильное приложение. Примерно половина всех поездок в Индии приходится на 15 самых загруженных междугородних маршрутов страны, в то время как другая половина поступает из-за пределов топ-150 коридоров — свидетельство растущего распространения за пределами крупных мегаполисов и в небольшие города. Среди самых оживленных маршрутов — Пуна-Тхане и Пуна-Нашик в Махараштре, Бангалор-Читтур в Андхра-Прадеше и несколько других, связывающих города среднего размера.

«Нет спешки» с монетизацией

Несмотря на весь этот рост, BlaBlaCar не планирует вводить монетизацию в Индии в ближайшее время. «Мы не спешим вводить комиссию или получать доход в Индии. Мы сосредоточены на увеличении использования, и у нас есть опыт, поскольку мы делали это на нескольких рынках», — сказал Брюссон. Тем не менее, BlaBlaCar планирует открыть свой местный офис в Индии и нанять первого сотрудника к концу этого года или в начале следующего.

BlaBlaCar не рассматривает платформы для заказа поездок, такие как Uber и Ola, как конкурентов в Индии. Брюссон описывает их как продукты, «ориентированные на спрос», в то время как BlaBlaCar, по его словам, «ориентирована на предложение». Вместо этого компания считает своими основными конкурентами людей, которые ездят на собственных автомобилях, или выбирают доступные поезда и автобусы.

Проблемы на пути к успеху

BlaBlaCar по-прежнему сталкивается с некоторыми трудностями в Индии. Государственное регулирование карпулинга неоднозначно, что привлекло внимание к сервису в некоторых городах. Некоторые пользователи, включая Джайна, жалуются на трудности с доступом в службу поддержки BlaBlaCar, которая часто отвечает автоматическими сообщениями. Компания сообщила, что использует «смешанную модель»: аутсорсинговая местная команда обрабатывает большинство повседневных запросов, а небольшая группа в парижской штаб-квартире занимается сложными вопросами и контролем качества.

BlaBlaCar внедрила в Индии функцию ID Check для проверки личности пользователей с помощью государственных документов — инструмент, который позже был запущен по всему миру. Однако пользователи могут забронировать или опубликовать поездку, даже если проверка ID не завершена. «Это сознательный выбор дизайна, чтобы облегчить новым участникам взаимодействие с платформой», — ответила компания. «Проверка ID — лишь одна часть нашей общей системы безопасности; мы не полагаемся на одну функцию, а используем множество многоуровневых механизмов, которые совместно обеспечивают доверие в нашем сообществе». Компания добавила, что более 70% поездок в Индии совершаются водителями, прошедшими государственную проверку ID. BlaBlaCar также отображает отзывы и рейтинги пользователей и верифицирует аккаунты по номеру телефона и адресу электронной почты.

«Мы активно призываем участников завершить все этапы проверки, поскольку полностью проверенные профили — с фотографией и удостоверением личности — значительно увеличивают шансы найти попутчиков. Профили, которым не хватает этих элементов, как правило, получают меньше бронирований», — заявила компания. Некоторые пользователи BlaBlaCar в Индии также выражают недовольство, когда водители или пассажиры отменяют поездки в последнюю минуту, иногда даже после прибытия на место встречи. Кроме того, в приложении отсутствует функция обмена данными о местоположении в реальном времени, что, по словам Джайна, ограничивает использование BlaBlaCar теми, кто пытается забронировать поездки от имени членов семьи или друзей.

BlaBlaCar адаптировала свой продукт для лучшего соответствия индийским пользователям, внедрив такие функции, как «логика точек встречи», чтобы упростить координацию. В отличие от таких стран, как Франция, где существуют специально обозначенные зоны карпулинга, в Индии нет фиксированных мест посадки. Водители и пассажиры обычно договариваются о встрече в удобных местах по маршруту — например, на заправке или возле съезда с шоссе. Приложение теперь предлагает и отображает эти места, используя комбинацию алгоритмов машинного обучения и ввода данных пользователем, помогая сократить количество объездов и соответствовать существующей инфраструктуре Индии, сообщила компания.

В глобальном масштабе BlaBlaCar ожидает обслужить около 150 миллионов пассажиров в этом году, включая пользователей своих автобусных сервисов, которые работают на таких рынках, как Франция, но пока недоступны в Индии. По мере расширения глобального присутствия BlaBlaCar, неожиданный рост Индии вывел ее в центр следующего этапа роста компании.

Комментарии

Комментариев пока нет.

Информация

Опубликовано: 25 октября 2025
Категория:
Категория: ТехноЛента
Просмотров: 9