Будущее роботакси: когда ждать массового внедрения?

Добро пожаловать в мир мобильности будущего! На этой неделе новостной поток буквально захлестнул нас информацией о роботакси. Основным катализатором стало множество заявлений от Waymo о расширении своей деятельности.

Waymo, уже предлагающая коммерческие услуги роботакси в Атланте, Остине, Лос-Анджелесе, Фениксе и Сан-Франциско, пополнила список городов. В следующем году компания начнет тестовые поездки с водителями (предварительный этап перед полноценным внедрением беспилотных технологий) в Миннеаполисе, Новом Орлеане и Тампе. А к 2026 году Alphabet-owned планирует развернуть свои сервисы в Далласе, Денвере, Детройте, Хьюстоне, Лас-Вегасе, Майами (где недавно убрали водителей-испытателей), Нэшвилле, Орландо, Сан-Антонио, Сан-Диего, Сиэтле и Вашингтоне. Кроме того, компания тестирует свои технологии в Нью-Йорке и готовится к международному запуску коммерческих поездок, начиная с Лондона и Токио.

Но Waymo — не единственная компания, привлекшая внимание новостями из мира автономного транспорта. Tesla получила разрешение на запуск сервиса роботакси в Аризоне, устранив последнее регуляторное препятствие. Zoox также начал открывать свои специально разработанные роботакси для публики в Сан-Франциско в рамках программы раннего доступа.

Все эти события заставляют задуматься: когда же роботакси достигнут переломного момента, который кардинально изменит наше представление о передвижении из точки А в точку Б? И, что еще более неясно, как это повлияет на общество и различные отрасли?

Короткий ответ: мы еще не там.

Дело не только в объеме операций одного игрока. Масштабное развертывание Waymo, безусловно, познакомит больше людей с этой технологией. Но этого пока недостаточно.

С моей точки зрения, для достижения переломного момента необходимы три фактора: география, конкуренция и эффект экосистемы.

Определенные города будут иметь большее значение для общества, чем другие, по крайней мере, когда речь заходит о достижении этой критической массы. Насыщение рынка в Сан-Франциско значимо, но это также и инкубатор технологий. Тем не менее, переломным индикатором станет насыщение роботакси в густонаселенных городах юго-востока и восточного побережья, а также в городах среднего размера на Среднем Западе.

Я также ожидаю эффект «стартового всплеска», когда благодаря роботакси появится и будет поддерживаться целая экосистема стартапов и бизнесов. Компании, предоставляющие сопутствующие услуги, — это очевидный пример. Но даже стартапы, подобные Point One Navigation, разработавшие точные технологии позиционирования, подпадают под мое определение.

И, наконец, конкуренция. Это важно по многим причинам, включая возможность снижения цен для пользователей и внедрение различных бизнес-моделей.

А что думаете вы? Присоединяйтесь к нашему новостному дайджесту Mobility, чтобы принять участие в еженедельном опросе: когда, по вашему мнению, роботакси достигнут переломной точки массового внедрения, которая повлияет на наше представление о передвижении?

Немного о птичках...

Нам стало известно, что электрический автономный стартап Monarch Tractor находится в крайне нестабильном положении. Согласно внутренней служебной записке, компания может быть вынуждена сократить более 100 сотрудников или даже полностью прекратить свою деятельность. Стоит отметить, что Monarch привлекла не менее 220 миллионов долларов с момента своего основания семь лет назад. Несмотря на проведенную в конце 2024 года реструктуризацию с целью сокращения расходов и расширения деятельности, включая лицензирование своей автономной технологии, компания может исчерпать денежные средства до достижения реальных результатов.

Компания также сталкивается с юридическими проблемами. Один из дилеров в Айдахо подал иск против Monarch, обвиняя в нарушении контракта и гарантийных обязательств, поскольку тракторы компании «неспособны работать автономно».

Сделки!

Autonomy, компания по подписке на электромобили, основанная Скоттом Пейнтером, привлекла 25 миллионов долларов финансирования для приобретения около 1250 автомобилей. Это позволит расширить парк, выходя за рамки ранее исключительно Tesla. Теперь в автопарке Autonomy появятся Volvo и Polestar, а также дополнительные модели Tesla.

Pionix, немецкий стартап в области технологий зарядки электромобилей, привлек 8 миллионов евро в рамках посевного раунда финансирования под руководством Ascend Capital Partners. В раунде также приняли участие Startup BW Seed Fonds, Pale Blue Dot, Vireo Ventures и Axeleo Ventures.

Point One Navigation, калифорнийский стартап, разработавший технологию точного позиционирования с погрешностью от 1 до 3 сантиметров, привлек 35 миллионов долларов в рамках раунда Серии C под руководством Khosla Ventures. По данным источника, близкого к сделке, оценка компании после раунда составила 230 миллионов долларов.

Японский стартап в области технологий самоуправляемых автомобилей Turing привлек около 15,3 миллиарда иен (97,7 миллиона долларов) в виде акционерного капитала и долговых обязательств. Компании удалось привлечь 9,77 миллиарда иен (62 миллиона долларов) в раунде, совместно возглавляемом JIC Venture Growth Investments, государственным фондом, и венчурной фирмой Global Brain Corporation. Среди других инвесторов — GMO Internet Group, Denso и неназванные компании. Turing также secured 5,5 миллиарда иен в синдицированных кредитах, организованных Mizuho Bank.

Sortera, стартап, разработавший систему сортировки алюминия с точностью более 95%, привлек 20 миллионов долларов акционерного капитала и 25 миллионов долларов долговых обязательств в раунде под руководством VXI Capital и счетов, консультируемых T. Rowe Price, с участием Overlay Capital и Yamaha Motor Ventures.

Примечательные чтения и другие детали

Ford присоединился к Amazon Autos, что позволит покупателям находить, финансировать и приобретать сертифицированные подержанные автомобили на платформе. Тем временем Ford столкнулся с потенциальной проблемой: на заводе Novelis в Освего, штат Нью-Йорк, произошел еще один пожар. Завод поставляет листовой металл для грузовиков Ford, включая полностью электрический F-150 Lightning.

Google продолжает интегрировать Gemini на как можно большее количество устройств, включая автомобили. Gemini заменит Google Assistant в Android Auto, технологии проекции со смартфона, интегрированной в миллионы автомобилей.

Началась очередная юридическая баталия в зарождающейся индустрии электросамолетов. Joby Aviation подала иск против Archer Aviation, утверждая, что конкурент использовал украденные коммерческие тайны, полученные от бывшего сотрудника, для вмешательства в свой бизнес. Подробности иска и ответ Archer можно найти здесь.

Генеральный директор и руководитель команды Mercedes-AMG Petronas F1 Тото Вольфф продал часть своих активов в команде основателю и генеральному директору CrowdStrike Джорджу Курцу.

Pony.ai представила четвертое поколение грузовиков с автопилотом, разработанное совместно с Sany Truck и Dongfeng Liuzhou Motor. Компания планирует начать их эксплуатацию в 2026 году.

Долгожданный Jeep Recon от Stellantis поступит в производство в следующем году. Моя статья выходит за рамки технических характеристик (хотя они тоже присутствуют) и углубляется в причины, по которым его запуск так удивителен.

Tesla улучшает отчетность по данным FSD, но… сообщает The Verge.

Toyota увеличивает свою ставку на гибридные автомобили в США, планируя инвестировать 912 миллионов долларов в пять заводов для расширения производства.

Uber Eats заключила партнерство с компанией по производству роботов для доставки по тротуарам Starship Technologies для доставки еды в Великобритании с конца этого года.

Volvo расторгла пятилетний контракт с Luminar, что стало последним витком обострения в ожесточенном споре между компанией-производителем лидарных датчиков и ее крупнейшим клиентом.

В статье Washington Post о самых смертоносных дорогах Америки есть интерактивная функция, позволяющая pinpoint hotspots в городах по всей территории Соединенных Штатов.

И напоследок…

У меня есть кое-что для всех любителей жаргона, связанного с автоматизированным вождением. В последнем эпизоде Autonocast, подкаста, который я веду вместе с Алексом Роем и Эдом Нидмайером, мы взяли интервью у Брайанта Уокера Смита. Мы обсудили, как появились уровни SAE, как он надеется их улучшить, и его последнюю статью «Self-Driving» Means Self-Driving (которую я делился несколько недель назад). Прослушать эпизод можно здесь.

Комментарии

Комментариев пока нет.