Spiro: Электромотоциклы меняют Африку

Африка долгое время была территорией обещаний в области электрической мобильности, а не реального прогресса. Инфраструктура зачастую отсутствует, энергосети ненадежны, а большинство рынков до сих пор зависят от дешевых импортных мотоциклов. Однако компания Spiro, базирующаяся в Дубае, последние два года активно работает над изменением этой ситуации.

Spiro объявила о привлечении 100 миллионов долларов в рамках нового раунда инвестиций, который возглавил Фонд развития экспорта в Африке (FEDA) — инвестиционное подразделение Afreximbank. Этот раунд стал крупнейшим в истории Африки инвестированием в сектор электромобильности и укрепил позиции Spiro как самого амбициозного производителя электромотоциклов на континенте.

Компания планирует развернуть более 100 000 электромотоциклов по всей Африке к концу 2025 года. Это четырехкратный рост по сравнению с прошлым годом, который подчеркивает стремление Spiro доминировать в сегменте, который долгое время считался слишком раздробленным для масштабирования.

Рост Spiro был головокружительным. Когда два года назад CEO Каушик Бурман присоединился к стартапу, имевшему всего 8 000 электромотоциклов и 150 станций замены батарей между Бенином и Того, компания была совсем иной. Сегодня Spiro оперирует в шести странах, включая Руанду, Кению, Нигерию и Уганду, с парком из более 60 000 мотоциклов и 1 500 станций замены батарей, где водители могут оперативно менять разряженные аккумуляторы на заряженные.

«Эти водители проводят на дороге 10-12 часов ежедневно, преодолевая 150-200 километров и неся значительные расходы на топливо. В конце каждого дня они едва что-то экономят», — отмечает Бурман. «Именно поэтому электрическая мобильность, особенно модель с заменой батарей, идеально подходит для этого сегмента. Они не могут позволить себе простои и получают возможность сэкономить».

Spiro активно использует это преимущество. По словам Бурмана, их электромотоциклы примерно на 40% дешевле в первоначальной покупке по сравнению с новыми бензиновыми моделями. В Кении или Руанде, где обычный бензиновый мотоцикл стоит 1300-1500 долларов, электромотоциклы Spiro обходятся примерно в 800 долларов, а стоимость километра эксплуатации на 30% ниже, поскольку замена батарей экономичнее заправки.

Это сочетание более низкой стоимости и быстрого срока окупаемости сделало модель Spiro привлекательной для водителей мототакси. Бурман утверждает, что большинство водителей, которые платят ежедневную плату за доступ к сети, экономят до 3 долларов в день на топливе и техническом обслуживании. «Этого достаточно, чтобы со временем купить еще один мотоцикл или открыть небольшой бизнес», — добавил CEO.

Spiro получает доход как от продажи мотоциклов, так и от своей сети замены батарей. Водители покупают или арендуют мотоцикл Spiro, получают заряженную батарею на станции и платят только за потребленную энергию. Каждая станция вмещает десятки батарей, которые постоянно подзаряжаются, обеспечивая нулевое время простоя. Оплата происходит по проприетарному алгоритму, который учитывает энергопотребление.

Сама сеть является двигателем прибыли Spiro: владея инфраструктурой для батарей и взимая небольшую плату за каждую замену, компания быстро достигает экономии за счет масштаба. «Помимо замены батарей, мы также используем возобновляемые источники энергии и системы накопления энергии, чтобы наша сеть оставалась работоспособной даже во время отключений электроэнергии», — пояснил Бурман.

Станции Spiro располагаются на автозаправочных станциях, в торговых центрах и даже в религиозных учреждениях. Эта сеть, построенная на партнерствах, также создает местные рабочие места. Чтобы удовлетворить растущий спрос и увеличить возможности трудоустройства, трехлетний стартап создал четыре сборочных и производственных предприятия в Кении, Нигерии, Руанде и Уганде. Эти заводы собирают мотоциклы и ключевые компоненты, такие как тяговые двигатели, контроллеры и батареи.

Spiro уже собирает батареи в Кении, используя собственную систему управления батареями (BMS), и планирует увеличить долю местного производства с текущих 30% до 70% в течение двух лет. Это включает пластиковые детали, шлемы и тормозные компоненты, по словам Бурмана.

Привлеченные 100 миллионов долларов, включая 75 миллионов от FEDA и остальное от других стратегических инвесторов, помогут финансировать это расширение. Это дополняет более 180 миллионов долларов предыдущих инвестиций, представляющих собой смесь долгового и долевого финансирования от Equitane Group (материнская компания Spiro) и Société Générale.

Новый капитал будет направлен на расширение сети замены батарей, производственных мощностей и НИОКР, а также на запуск пилотных проектов на новых рынках, таких как Камерун и Танзания.

По мере масштабирования Spiro, вероятно, столкнется с растущей конкуренцией со стороны других EV-стартапов, таких как Ampersand, ROAM, Max или BasiGo. Однако Бурман видит ситуацию иначе: «Наша конкуренция — это сегмент бензиновых мотоциклов, как новых, так и подержанных, а также миллионы потенциальных водителей, у которых еще нет мотоцикла или доступа к доступному транспорту и возможностям трудоустройства».

В Африке насчитывается около 25 миллионов мотоциклов, в то время как в Индии их 320 миллионов, несмотря на схожую численность населения. Этот 13-кратный разрыв, по словам Бурмана, демонстрирует масштаб возможностей.

Комментарии

Кость 12.11.2025 20:03
Эти электромотоциклы не решают проблемы Африки, а только создают новые

Информация

Опубликовано: 21 октября 2025
Категория:
Категория: ТехноЛента
Просмотров: 8