WhatsApp ограничивает чат-ботов: что изменится для ИИ-сервисов
WhatsApp, принадлежащий Meta, объявил об изменении политики использования своего бизнес API. Теперь платформа запрещает использование чат-ботов общего назначения, что затронет такие популярные сервисы, как OpenAI, Perplexity, Luzia и Poke.
Новые правила, вступающие в силу 15 января 2026 года, добавляют раздел, касающийся "поставщиков ИИ". Meta четко обозначила, что разработчикам ИИ-моделей, включая большие языковые модели и генеративные платформы, будет запрещено распространять своих помощников через WhatsApp.
В официальном заявлении Meta подчеркнула: "Поставщикам и разработчикам технологий искусственного интеллекта или машинного обучения, включая, но не ограничиваясь, большие языковые модели, платформы генеративного искусственного интеллекта, универсальные ИИ-ассистенты или аналогичные технологии по усмотрению Meta ("Поставщики ИИ"), строго запрещается получать доступ или использовать WhatsApp Business Solution, прямо или косвенно, для предоставления, доставки, предложения, продажи или иного размещения таких технологий, когда такие технологии являются основной (а не случайной или вспомогательной) функциональностью, предоставляемой для использования, по усмотрению Meta.".
Компания подтвердила, что данное ограничение не коснется бизнесов, использующих ИИ для обслуживания клиентов. Например, туристическая компания, использующая бота для поддержки клиентов, продолжит работать в прежнем режиме.
Meta объяснила свое решение тем, что WhatsApp Business API изначально предназначался для взаимодействия бизнеса с клиентами, а не как платформа для распространения чат-ботов. Хотя API разрабатывался для бизнес-сценариев, в последнее время компания стала свидетелем непредвиденного использования для развертывания универсальных чат-ботов.
"Цель WhatsApp Business API — помочь бизнесу обеспечивать поддержку клиентов и отправлять релевантные уведомления. Мы сосредоточены на поддержке десятков тысяч компаний, которые создают такие решения в WhatsApp", — заявил представитель Meta.
По словам Meta, новые сценарии использования чат-ботов создавали значительную нагрузку на систему, увеличивая объем сообщений и требуя особого типа поддержки, к которой компания не была готова. Поэтому Meta запрещает использование API в случаях, выходящих за рамки "первоначального замысла и стратегического фокуса".
Это изменение фактически лишит WhatsApp статуса платформы для распространения ИИ-решений, таких как ассистенты и агенты. Единственным доступным помощником в приложении останется Meta AI.
В прошлом году OpenAI запустила ChatGPT в WhatsApp, а в начале этого года Perplexity представила своего бота на платформе, стремясь охватить аудиторию более чем в 3 миллиарда человек. Оба бота могли отвечать на запросы, анализировать медиафайлы, отвечать на вопросы по ним и генерировать изображения, что, вероятно, привело к значительному росту объема сообщений.
Однако для Meta существовала и более серьезная проблема: WhatsApp Business API является одним из основных источников дохода компании. Meta взимает плату с бизнеса в зависимости от используемых шаблонов сообщений (маркетинг, утилиты, аутентификация, поддержка). Поскольку в дизайне API не было предусмотрено тарификации для чат-ботов, WhatsApp не могла получать с них доход.
На квартальном отчете Meta за первый квартал 2025 года Марк Цукерберг отметил, что бизнес-мессенджеры представляют собой огромную возможность для получения прибыли.
"В настоящее время подавляющая часть нашего бизнеса — это реклама в лентах Facebook и Instagram. Но в WhatsApp уже более 3 миллиардов активных пользователей в месяц, из которых более 100 миллионов находятся в США и их число быстро растет. Messenger также ежемесячно используют более миллиарда человек, и ежедневно через Instagram отправляется столько же сообщений, сколько и через Messenger. Бизнес-мессенджеры должны стать следующим столпом нашего бизнеса."
Комментарии
Комментариев пока нет.