Кризис Nexperia: как дефицит чипов останавливает автопром
Конфликт вокруг права собственности на малоизвестного производителя чипов поставил под угрозу глобальное автомобильное производство, нарушив цепочку поставок полупроводников. Однако появляются признаки того, что кризис близок к разрешению.
Борьба за контроль над Nexperia, нидерландским производителем полупроводников, принадлежащим Китаю, демонстрирует, как уязвимости в технологической цепочке поставок ставят в трудное положение автопроизводителей. Это вынудило, в частности, Honda остановить производство популярного кроссовера HR-V на мексиканском заводе, предназначенном для североамериканского рынка. Ситуация также показывает, как Европа оказывается зажатой между Вашингтоном и Пекином в условиях более широкого геополитического противостояния.
Неожиданный ход
Напряженность достигла пика в середине октября, когда правительство Нидерландов объявило, что воспользовалось редко применяемым законом времен Второй мировой войны, чтобы фактически получить контроль над Nexperia неделями ранее. Министерство экономики Нидерландов заявило, что предприняло эти меры из соображений национальной безопасности. Чиновники вмешались из-за «серьезных недостатков в управлении» в Nexperia, взяв контроль, чтобы предотвратить утечку критически важных технологических ноу-хау, которые могли бы поставить под угрозу экономическую безопасность Европы.
Китайский владелец Nexperia, компания Wingtech Technology, частично находящаяся под контролем государства, оказалась в центре спора. На фоне борьбы за власть нидерландский суд удовлетворил ходатайство министерства об отстранении китайского генерального директора Nexperia Чжана Сюэчжэна. Американские чиновники сообщили правительству Нидерландов, что его необходимо заменить, чтобы избежать торговых ограничений, согласно судебным документам.
Что такое Nexperia?
Nexperia производит простые полупроводники, такие как переключатели и логические микросхемы. Автомобильная промышленность — один из крупнейших рынков Nexperia — использует ее чипы для различных функций, включая адаптивные светодиодные фары, системы управления аккумуляторами электромобилей и антиблокировочные тормоза. Штаб-квартира Nexperia находится в нидерландском городе Неймеген. Два десятилетия назад компания была выделена из Philips Semiconductors. В 2018 году она была приобретена китайской Wingtech Technology за 3,6 миллиарда долларов. Nexperia имеет заводы по производству пластин в Великобритании и Германии. Компания управляет центром сборки и тестирования в южном промышленном центре Китая, провинции Гуандун, на который приходится около 70% производственных мощностей, а также аналогичными центрами на Филиппинах и в Малайзии.
Геополитика
Спор является частью более широкой борьбы между США и Китаем за технологическое превосходство, в которой Европа оказалась между двух огней. Он возник после решения Вашингтона в конце прошлого года внести Wingtech в «список компаний», подпадающих под экспортный контроль из-за рисков национальной безопасности. В конце сентября США расширили этот список, включив в него дочерние компании Wingtech, в том числе Nexperia, оказывая давление на союзников с целью присоединиться к санкциям. После того как правительство Нидерландов взяло под контроль Nexperia, Пекин вскоре отреагировал, заблокировав экспорт чипов Nexperia с ее сборочного завода в китайском городе Дунгуань. Китай обвинил Нидерланды в «суматохе и хаосе» в цепочке поставок чипов. Появились признаки надежды после встречи на высоком уровне между президентом США Дональдом Трампом и китайским лидером Си Цзиньпином, когда Белый дом заявил, что Пекин смягчит запрет на экспорт в рамках торгового перемирия между США и Китаем. Несмотря на подтверждение Пекином возобновления экспорта, китайское подразделение Nexperia заявило, что штаб-квартира приостановила поставки пластин, используемых для производства чипов, на свой китайский завод, что потенциально ограничивает его возможности по поставке готовой продукции. Штаб-квартира Nexperia в ответ в заявлении в среду заявила, что китайское подразделение отказалось платить за пластины и обвинило его в «игнорировании законных инструкций» со стороны своего глобального руководства. Компания заявила, что не может гарантировать качество каких-либо чипов, поставленных с ее китайского завода после 13 октября.
Автомобильные сбои
Современные автомобили полагаются на так называемые дискретные чипы, производимые такими компаниями, как Nexperia. В отличие от более сложных микропроцессоров, они выполняют одну конкретную функцию. Руководители крупных автопроизводителей выразили свою обеспокоенность в ходе последних конференц-звонков по итогам квартала, заявив, что в краткосрочной перспективе найти замену Nexperia в больших масштабах будет сложно. «Хотя Nexperia составляет лишь около 5% рынка дискретных полупроводников для автомобильной промышленности по объему выручки, ее доля по объему поставок дискретных чипов гораздо выше», — отметили аналитики S&P Global Mobility в недавней записке. Компоненты Nexperia широко используются во всех системах автомобиля — часто десятки или сотни на одно транспортное средство — и автопроизводители в Северной Америке, Японии и Южной Корее находятся под угрозой. «Это общеотраслевая проблема. Быстрое решение действительно необходимо, чтобы избежать убытков производства в четвертом квартале для всей отрасли», — заявил генеральный директор Ford Джим Фарли. Генеральный директор General Motors Мэри Барра предупредила о возможном влиянии на производство. Компания «круглосуточно работает с нашими поставщиками, чтобы минимизировать возможные сбои», — сказала она. Генеральный директор Nissan Иван Эспиноса сообщил CNBC, что компания выделяет резерв в размере 25 миллиардов иен (163 миллиона долларов) на покрытие рисков поставок, отчасти для «поглощения» последствий кризиса Nexperia для производства. Mercedes-Benz «суетливо ищет альтернативы по всему миру», — сказал генеральный директор Ола Каллениус. Европейская ассоциация автопроизводителей заявила, что членам, включая BMW, Renault, Volkswagen и Volvo, пришлось использовать свои резервные запасы чипов, и предупредила о возможной остановке сборочных линий, если запасы иссякнут.
Разрешение
Европейский комиссар по торговле Марoш Шефчович в субботу отметил «обнадеживающий прогресс», написав в X, что Министерство торговли Китая подтвердило «дальнейшее упрощение» экспортных процедур для чипов Nexperia в ЕС и для глобальных клиентов. В Пекине министерство торговли также заявило в субботу, что согласилось с просьбой Нидерландов направить представителей в Китай для «консультаций». Однако было отмечено, что Нидерланды пока не предприняли никаких конкретных действий для восстановления глобальной цепочки поставок полупроводников с тех пор, как правительство Нидерландов заявило несколькими днями ранее, что оно предпримет «соответствующие шаги с нашей стороны, где это необходимо». Министр экономики Винсент Карреманс в том заявлении сказал, что «Нидерланды рассчитывают, что поставки чипов из Китая в Европу и остальной мир достигнут клиентов Nexperia в течение ближайших дней». Honda получила информацию о возобновлении поставок Nexperia из Китая, сообщил журналистам в пятницу исполнительный вице-президент Нория Кайхара. Он сказал, что японский автопроизводитель ожидает возобновить производство на своей фабрике в Селайе, Мексика, в течение недели с 21 ноября. Эта фабрика способна производить до 200 000 автомобилей в год.
Галерея
Комментарии
Комментариев пока нет.