Металлический гель: революция в аккумуляторах
Исследователи из Техасского университета A&M разработали первый в своем роде металлический гель. Этот уникальный материал, в отличие от привычных гелей, состоит исключительно из металлов и способен выдерживать экстремальные температуры, что открывает новые перспективы в области хранения энергии.
nПроцесс создания геля заключается в смешивании двух металлических порошков. При нагревании один из металлов переходит в жидкое состояние, образуя основу, в то время как второй металл остается твердым, формируя микроскопическую каркасную структуру. Жидкий металл остается заключенным внутри этой сетки, создавая материал, который выглядит твердым, но по сути содержит жидкость.
nВ отличие от обычных гелей, используемых в быту (например, в санитайзерах или косметике), которые поддерживают жидкую фазу при комнатной температуре благодаря органическому каркасу, металлические гели требуют очень высоких температур. Температура плавления может достигать около 1000 градусов Цельсия, в зависимости от используемых металлов.
n"Металлические гели ранее не описывались, вероятно, потому, что никто не предполагал, что жидкие металлы могут удерживаться ультратонким внутренним скелетом," – отметил доктор Майкл Дж. Демкович, профессор Департамента материаловедения и инженерии, возглавлявший исследование. "Удивительно, что в данном случае основной компонент – медь – расплавляясь, не просто образовал лужу, как это сделал бы чистый металл".
nМеталлические гели, полученные из высокореактивных металлов с сильным электроотрицательным взаимодействием, могут служить электродами для жидкометаллических аккумуляторов (ЖМБ). Высокая реактивность таких металлов способствует эффективной работе аккумулятора.
nЖидкометаллические аккумуляторы – это особый тип батарей, способных хранить и высвобождать большие объемы электрической энергии. Вместо твердых материалов они используют слои жидкого металла. Благодаря своей жидкой природе, компоненты ЖМБ изнашиваются медленнее, чем в традиционных аккумуляторах. На данный момент ЖМБ в основном применяются в стационарных системах, например, для резервного питания зданий. Однако подвижность жидких компонентов затрудняла их использование в движущихся объектах из-за риска короткого замыкания.
nРазработанные металлические гели способны удерживать жидкий металл, что делает возможным применение ЖМБ в транспортабельных системах – от больших судов до тяжелой промышленной техники, способной работать при высоких температурах.
nВ ходе эксперимента была создана лабораторная версия аккумулятора с электродами из смеси жидкого кальция и твердого железа (анод) и жидкого висмута с железом (катод). Помещение электродов в расплавленную соль, проводящую электрический заряд, привело к успешной работе аккумулятора. Электроды сохранили свою форму и генерировали электричество.
nИсследование, опубликованное в журнале Advanced Engineering Materials, началось с изучения поведения композитов меди и тантала. serendipitous открытие произошло случайно, когда исследователи заметили, что состав с более чем 18% тантала сохраняет гелеобразную форму даже при температуре плавления меди. Дальнейшее изучение с помощью микро-КТ-сканирования подтвердило формирование каркаса из тантала, удерживающего жидкую медь.
nКоманда планирует дальнейшие исследования для применения металлических гелей в ЖМБ для транспортных средств, а также рассматривает возможность использования гелеобразных композитных электролитов. Потенциальные области применения включают питание гиперзвуковых летательных аппаратов, работающих при экстремальных температурах.
Комментарии
Комментариев пока нет.