Автономный транспорт: доступность для людей с инвалидностью
Исследование Университета Квинсленда (QUT) выявило ключевые особенности дизайна, которые сделают автономные транспортные средства (АТС) более доступными для людей с инвалидностью. Это открывает путь к созданию более инклюзивных транспортных систем. Работа под названием "К универсально разработанному автономному транспортному средству: анализ обследования" опубликована в журнале Cities.
Исследователи под руководством профессора Александра Паса из Школы гражданского и экологического строительства QUT опросили 343 австралийца с инвалидностью, чтобы понять их опыт использования существующих транспортных систем и их предпочтения в дизайне АТС.
Авторы исследования отмечают, что АТС были предложены как преобразующее решение для повышения мобильности людей с инвалидностью (PwD) и как потенциальная альтернатива общественному транспорту.
Доктор Саид Джейдарифард, первый автор статьи, рассказал, что исследователи сначала расспросили участников об их трудностях и барьерах при использовании общественного транспорта. "Они упомянули трудности с передвижением по пандусам, доступом к поручням, безопасным креплением во время поездки, получением помощи от водителя, проблемами со зрением или слухом, а также с доступом к остановкам, расположенным далеко от дома или пункта назначения," – сказал доктор Джейдарифард. "Другие проблемы, с которыми они сталкиваются, это переполненность, ограниченное пространство для сидения или инвалидных колясок, а также сложности при посадке и высадке из автобусов и поездов."
Доктор Джейдарифард добавил, что расширенная мобильность, которую могут предоставить АТС, улучшит доступ к медицинскому обслуживанию, трудоустройству и расширит возможности для социальной активности людей с инвалидностью. "Однако, мало внимания уделяется обеспечению того, чтобы дизайн АТС позволял пользоваться ими всем", – подчеркнул он. "Мы представили участникам нашего исследования четыре визуальных варианта методов посадки, дизайна интерьера и внешнего вида."
"Их ответы содержат конкретные рекомендации по дизайну, включая просторные салоны, невыдвижные крепления для инвалидных колясок, адаптивные сиденья и мультисенсорные системы связи. Они предпочли боковой вход для удобства посадки и высадки, а также АТС среднего размера, чтобы сбалансировать пространство, комфорт и доступность. Эти особенности соответствуют установленным принципам универсального дизайна, которые предусматривают справедливое использование, гибкость, простоту и интуитивность использования, доступную информацию, терпимость к ошибкам пользователя, низкие физические усилия и соответствующий размер."
Доктор Джейдарифард также отметил, что участники назвали безопасность, конфиденциальность и привычность критически важными особенностями дизайна АТС для их использования. "Более половины участников не были знакомы с АТС, и 62% выразили опасения по поводу безопасности. Конфиденциальность во время совместных поездок также была серьезной проблемой, почти четверть опрошенных чувствовали себя незащищенными."
Доктор Джейдарифард полагает, что результаты исследования могут способствовать разработке государственной политики и отраслевых стандартов, чтобы гарантировать инклюзивность АТС с самого начала. "Это исследование показывает, что АТС имеют потенциал преобразить мобильность для людей с инвалидностью, но только если их разнообразные потребности будут учтены на этапе проектирования", – заключил он. "Мы рекомендуем образовательные кампании для повышения осведомленности об АТС и интуитивно понятные элементы дизайна для укрепления доверия и уверенности PwD."
Исследование было поддержано Министерством транспорта и основных дорог Квинсленда. В исследовательскую группу вошли доктор Джейдарифард, доцент Рафаэль Гомес, профессор Александр Пас и Джеймс Дуайер из QUT; Кевин Кокс и Александр Бубке из Сети доступного транспорта Министерства транспорта и основных дорог Квинсленда.
Комментарии