Европа на пути к технологическому прорыву: стартапы и инвестиции
В то время как Кремниевая долина часто недооценивает европейский стартап-рынок, считая его слишком мелким или недостаточно амбициозным, сами европейцы смотрят на свои перспективы совсем иначе. Ежегодная конференция Slush в Хельсинки продемонстрировала венчурный рынок, находящийся на пороге трансформации и готовый породить своего первого единорога стоимостью в триллион долларов.
Предприниматели, венчурные инвесторы и представители власти признают преграды, которые традиционно мешали Европе достичь своего истинного масштаба и потенциала. Долгое время европейские основатели компаний переезжали в США или преждевременно продавали свои бизнесы из-за нехватки местных клиентов и капитала. Хотя некоторые фирмы, такие как OMERs Ventures и Coatue, открывали офисы в Лондоне после пандемии, они впоследствии их закрыли, а OMERs даже сократила значительную часть своего европейского персонала. Тем временем, компании из Кремниевой долины заявляют о необходимости сосредоточиться на инновациях, отступив в Сан-Франциско.
Однако, по мнению многих, эти проблемы преувеличены. Ряд венчурных инвесторов на Slush отметили, что представление о недокапитализированном рынке или отсутствии интереса со стороны американских инвесторов является устаревшим. Один из инвесторов подчеркнул, что в настоящее время американский капитал в европейском рынке присутствует в большем объеме, чем пять лет назад. Примечательно, что когда OMERs Ventures объявила о своем уходе, IVP и Andreessen Horowitz, наоборот, заявили об открытии офисов в Лондоне.
Европейские компании также успешно противостоят давлению со стороны американских инвесторов, требующих переезда в Кремниевую долину. Антон Осика, соучредитель и генеральный директор платформы Vibe, Lovable, отметил, что быстрый рост компании – 200 миллионов долларов годового регулярного дохода всего за год с момента запуска – стал возможен благодаря тому, что стартап остался в Европе. Вместо этого компания привлекала опытных специалистов из Кремниевой долины в Стокгольм.
Таавет Хинрикус, партнер Plural и первый сотрудник Skype, основанного в Эстонии, считает, что европейский рынок отстает от американского примерно на десять лет, но стартапы теперь стали мейнстримом, чего не было десять лет назад. Другой венчурный инвестор добавил, что когда он начинал инвестировать в стартапы десятилетия назад, они не составляли значительной доли ВВП или выручки региона, но теперь ситуация кардинально изменилась, и эта доля будет только расти.
Растущее число европейских историй успеха, таких как Spotify и Klarna, повысило авторитет региона, придавая основателям уверенность в том, чтобы не спешить с продажей бизнеса. Это также дало сотрудникам стартапов навыки и финансовую безопасность для самостоятельного открытия собственного дела.
Регуляторы также прилагают усилия для облегчения условий для стартапов. Европейский союз движется к изменению законодательства, которое позволит стартапам регистрироваться во всех странах ЕС одновременно, а не только в своей родной стране, уже в следующем году. Несмотря на связанные с этим трудности, это значительный шаг вперед.
Конечно, препятствия остаются. Европейские предприятия по-прежнему реже американских экспериментируют и внедряют стартап-технологии. Однако атмосфера на Slush была исключительно оптимистичной. Европа готова заявить о себе, даже если на это потребовалось немного больше времени. Как гласил приветственный баннер Slush: «Все еще сомневаетесь в Европе? Поезжайте в Хель».
Комментарии
Комментариев пока нет.