Технологии и когнитивная нагрузка: как избежать перегрузки

История авиации знает немало примеров, когда передовые разработки оказывались слишком сложными для управления. Один из таких случаев произошел в 1935 году, когда американский армейский конкурс летательных аппаратов выявил проблему: бомбардировщик Boeing 'Flying Fortress', несмотря на свои выдающиеся характеристики, оказался 'слишком сложным самолетом для одного человека'. Его четыре двигателя и множество систем управления требовали одновременного выполнения такого количества операций, которое было непосильно даже для опытного пилота. Эта авария наглядно продемонстрировала, что технология может потерпеть неудачу, если требует от человека больше умственных усилий, чем он способен предоставить.

Как отмечает Хелена Митон, доцент Стэнфордской высшей школы бизнеса, 'технологии могут стать слишком громоздкими для использования'. Новый доклад, опубликованный в журнале Trends in Cognitive Sciences, исследует, как технологический прогресс подталкивает нас к поиску способов управления и распределения когнитивной нагрузки, связанной с использованием инноваций. Соавтор исследования, Джошуа Джексон, доцент Университета Чикаго, подчеркивает важность этих 'обходных путей' для дальнейшего развития технологий. 'Это серьезное ограничение для эволюции технологических систем,' – утверждает Митон. 'Неважно, насколько хороша технология, если ею слишком сложно управлять, она не будет работать'.

Не всегда для облегчения когнитивной нагрузки требуются сложные технические решения. После инцидента с 'Flying Fortress' военные осознали, что предотвратить подобные происшествия можно с помощью простого инструмента – чек-листа. Добавление карточки с перечнем шагов для взлета, полета и посадки позволило пилотам 'Flying Fortress' (также известного как B-17) налетать 1,8 миллиона миль без единой аварии. Сегодня чек-листы стали неотъемлемой частью авиации, а также других областей, где безопасность имеет первостепенное значение, таких как хирургия и строительство.

Инструменты, помогающие мышлению

Люди постоянно находят новые способы снижения когнитивной нагрузки – явление, известное как распределение когнитивной нагрузки. 'Идея заключается в том, что когнитивные процессы не ограничиваются индивидуальным сознанием', – поясняет Митон, специализирующаяся на коэволюции технологий и культуры. Когда мы считаем на пальцах, записываем встречи в календарь или составляем списки дел, мы выносим эти процессы за пределы нашего разума, перенося их во внешнюю среду, где за ними легче следить.

'Инструменты, помогающие мышлению', не являются новинкой. Одним из ранних примеров, приведенных Митон и Джексоном, является жаккардовый станок – изобретение начала XIX века, которое использовало перфокарты для создания и повторения сложных узоров без необходимости запоминания. 'Станки снижали умственную нагрузку на операторов и распределяли когнитивный труд между дизайнерами, закройщиками, операторами и самим станком', – пишут исследователи. Распределяя когнитивную нагрузку между несколькими людьми, мы можем избежать перегрузки одного человека. Однако это требует более тесной координации между ними.

Компании могут использовать программное обеспечение для управления проектами, такое как Trello или Jira, для отслеживания задач сотрудников. В центрах управления воздушным движением смены перекрываются, чтобы диспетчеры могли передавать информацию друг другу перед уходом. Электронные медицинские карты снизили количество ошибок, заменив рукописные заметки врачей легко читаемыми и доступными для обмена записями. Несмотря на то, что вся эта координация может стать утомительной, Митон называет ее 'неизбежным злом'. Она указывает на сбои в координации, которые привели к известным катастрофам, таким как утечка газа на химическом заводе Union Carbide в Бхопале (1984), Чернобыльская авария (1986) и взрыв космического шаттла 'Челленджер'.

Митон и Джексон также отмечают, что в ответ на растущую сложность координации различных специалистов и разрозненных систем, менеджеры стали играть все более важную роль в организациях. Они приводят в пример эксперимент 2002 года, когда Google попытался полностью отказаться от линейных менеджеров. Разработчики начали обращаться к генеральному директору Ларри Пейджу с вопросами о своих обязанностях и жалобами на межличностные проблемы. Вскоре компания вернула менеджеров.

(Меньше) информации – сила

Распределение когнитивной нагрузки может включать ограничение объема информации, получаемой одним человеком. Это может быть достигнуто с помощью стандартизированного языка или упрощенных информационных дисплеев (например, знаки, предупреждающие об опасности пожара, окрашенные в красный цвет, или рейтинги кредитоспособности, где хороший показатель обозначен зеленым). Создание 'информационных узких мест' также помогает людям сосредоточиться на критически важных задачах. Правила 'запрета разговоров' устраняют посторонний шум и отвлекающие факторы во время таких важных операций, как посадка самолета или проведение сердечной операции.

Другая стратегия распределения когнитивной нагрузки требует ограничения или фильтрации объема информации, доступной пользователям. Например, упрощенное управление в автомобилях позволяет управлять транспортным средством практически любому человеку, а удобные интерфейсы, такие как Claude и ChatGPT, делают большие языковые модели доступными для тех, кто не разбирается в коде и алгоритмах, работающих 'за кулисами'. Однако эти интерфейсы также увеличивают разрыв между возможностью использовать технологию и пониманием того, как она работает. 'Это компромисс', – говорит Митон, но 'он того стоит'.

Митон и Джексон утверждают, что без этих методов распределения когнитивной нагрузки многие технологии никогда бы не развились. 'Инновации, направленные на распределение когнитивных функций, не только появляются вслед за ростом сложности технологий: они могут и способствовать этому росту', – пишут они. Чек-листы, правила 'стерильной кабины' и упрощенные интерфейсы сделали полеты гораздо безопаснее. Эта безопасность, в свою очередь, стимулировала дальнейшие инвестиции в более совершенные самолеты и технологии, такие как управление воздушным движением.

Заглядывая в будущее, Митон хотела бы разработать систему для описания и количественной оценки распределения когнитивной нагрузки в процессе ее возникновения. 'Легко описать это подробно в этнографическом ключе, но сложнее создать метрики, которые можно сравнивать в различных ситуациях', – отмечает она. Она надеется, что, продемонстрировав важность распределения когнитивной нагрузки для технологического развития, она сможет стимулировать новые исследования взаимодействия этих двух явлений.

Комментарии

Комментариев пока нет.