ИИ и искусство: кто автор, когда машина творит?
Искусственный интеллект (ИИ) всё активнее проникает в мир искусства, изменяя подходы к творчеству. Алгоритмы учатся на шедеврах великих мастеров, таких как Винсент Ван Гог, Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо. Это порождает острые вопросы о границах авторского права, оригинальности и ценности произведений, созданных с помощью или при участии ИИ.
Исследователь Ананья Сингх из Техасского университета в Арлингтоне изучает, как ИИ переписывает правила игры в искусстве. Она предлагает создать систему, которая будет стимулировать инновации, но при этом защищать права как оригинальных художников, так и создателей контента с использованием ИИ.
«Если взять, к примеру, «Мону Лизу» да Винчи и модифицировать её или создать на её основе нечто новое с помощью ИИ, то кому достанутся права на результат? – задаётся вопросом доктор Сингх. – Часто признание получает ИИ, в то время как реальные художники, чьи работы послужили основой, остаются без должного признания».
Исследование Сингх выявило растущее признание произведений, сгенерированных ИИ. Она согласна, что художникам необходимо пространство для экспериментов с новыми инструментами. Однако, по её мнению, когда в основе произведений ИИ лежат работы, созданные человеком, оригинальные авторы должны получать соответствующее признание.
«Я была удивлена, увидев в музеях Нью-Йорка и Вашингтона работы, явно созданные ИИ, но без какой-либо информации об исходных произведениях. Всё больше авторов используют программы ИИ, даже не подозревая о первоисточниках и художниках», – делится Сингх. Её предложение – встраивать в произведения, созданные ИИ, метаданные, указывающие на оригинальные работы и авторов.
«Поскольку всё больше людей, в том числе и не художников, используют ИИ для творчества, существует явный дефицит понимания того, как правильно указывать авторство, – отмечает Сингх. – В современном мире, где искусство повсюду, необходим механизм, позволяющий корректно указывать авторство и сохранять эту информацию при модификации, копировании или искажении произведения».
Комментарии
Комментариев пока нет.