BYD: Как китайский автогигант опережает конкурентов
Китайский автопроизводитель BYD стремительно набирает обороты на рынке электромобилей. Продажи компании в Великобритании демонстрируют впечатляющий рост: в сентябре 2025 года было реализовано 11 271 автомобиль, что в десять раз больше, чем годом ранее. Такой динамикой BYD закрепила за собой статус крупнейшего поставщика электрокаров в мире, опередив даже традиционных лидеров отрасли.
Ключевыми факторами успеха BYD стали не только значительные государственные субсидии в Китае, но и продуманная бизнес-стратегия. Компания обеспечивает себе стабильные поставки критически важных материалов, таких как литий и вольфрам, а также самостоятельно производит аккумуляторы, минимизируя зависимость от сторонних поставщиков. Масштабные производственные мощности, постоянные инвестиции в исследования и разработки, особенно в области аккумуляторных технологий, принесли свои плоды. Немаловажную роль играет и агрессивная ценовая политика: например, BYD Dolphin Surf стоит в Великобритании около 18 650 фунтов стерлингов, что более чем в два раза дешевле базовой модели Tesla Model 3.
Старые, устоявшиеся автопроизводители, наблюдая стремительный взлет BYD, сталкиваются с серьезными вызовами. Исследования показывают, что многие из них совершают ошибку, игнорируя потребности клиентов и полагаясь на прошлые достижения, что ведет к излишней самоуверенности. Отсутствие дальновидности также является распространенной проблемой.
Типичные отраслевые прогнозы и дорожные карты развития часто строятся на линейной экстраполяции, предполагая постепенное улучшение характеристик автомобилей. Однако технологические прорывы часто происходят скачкообразно и зависят от сложной сети поставщиков. Кроме того, многие компании недооценивают запросы, опасения и, главное, бюджеты потребителей. Рост цен на новые автомобили за последние два десятилетия значительно опередил повышение заработной платы. Тем не менее, некоторые производители, фокусируясь исключительно на премиальном сегменте, ограничивают свой потенциальный рынок.
Автомобильная промышленность, подобно другим секторам, страдает от недостатка смирения и самосознания у топ-менеджмента. Исследования указывают на расхождение во мнениях: руководители, считающие свои компании инновационными, часто не осознают, насколько медленными и неповоротливыми их воспринимают рядовые сотрудники.
Необходимость кардинальных изменений в отрасли можно сравнить с эволюцией техник в прыжках в высоту. Так же, как когда-то был освоен «фосбери-флоп», вытеснив устаревшие методы, автопроизводителям пора отказаться от своих «страддлов» (автомобилей с ДВС) и освоить «фосбери-флоп» (развитие электромобилей).
Дни, когда доминировали устоявшиеся автоконцерны, похоже, подходят к концу. Стратегия, основанная на получении прибыли от старых моделей и создании электромобилей только для состоятельных клиентов, обречена на провал.
Что же могут предпринять традиционные автопроизводители? Во-первых, изменить подход к сотрудничеству с поставщиками. Текущая модель, основанная на транзакционных отношениях и конкуренции по цене, не способствует инновациям и устойчивости цепочек поставок. Необходимо совместное инвестирование в будущие разработки.
Во-вторых, развивать новые компетенции, особенно в области аккумуляторных технологий и других передовых направлений. BYD стремится позиционировать себя как технологическую компанию, предлагая сверхбыстрые системы зарядки. Хотя такие гиганты, как VW, Toyota и BMW, могут и не стать полноценными технологическими компаниями, они могут интегрироваться в сети с технологическими и ИИ-фирмами для использования новейших разработок.
В-третьих, необходимо уделять больше внимания потребностям клиентов. Помимо улучшения пользовательского опыта, автопроизводителям следует теснее сотрудничать с местными властями и поставщиками инфраструктуры, так как многие опасения потребителей относительно электромобилей связаны с возможностью зарядки.
Эти изменения требуют значительных усилий, но они вполне достижимы при условии готовности автопроизводителей к более открытому и коллаборативному подходу к будущему отрасли.
Комментарии