Электрогрузовики Китая: Удар по мировому рынку топлива

Китай стремительно замещает дизельные грузовики электрическими моделями, что может существенно повлиять на глобальный спрос на топливо и будущее тяжелых перевозок.

По данным Commercial Vehicle World, в первой половине 2025 года доля электрогрузовиков в новых продажах составила 22%, что значительно выше 9,2% за аналогичный период 2024 года. Аналитики BMI прогнозируют, что к концу 2025 года электрогрузовики займут почти 46% рынка новых продаж, а в следующем году — 60%.

Тяжелые грузовики являются кровеносной системой современной экономики и вносят значительный вклад в глобальные выбросы углекислого газа. В 2019 году на автомобильные грузоперевозки приходилась треть всех выбросов углекислого газа от транспорта.

Декарбонизация грузоперевозок считалась сложной задачей из-за веса батарей и снижения грузоподъемности электрогрузовиков по сравнению с дизельными. Альтернативой считался сжиженный природный газ (СПГ) как менее загрязняющий вариант, пока технология электрических большегрузов развивалась.

СПГ – это охлажденный до жидкого состояния природный газ, удобный для хранения и транспортировки.

Несмотря на то, что китайский парк грузовиков, второй по величине в мире, по-прежнему в основном работает на дизеле, ситуация меняется. Международное энергетическое агентство отмечает, что спрос на транспортное топливо стабилизируется, а потребление дизеля в Китае может снизиться быстрее, чем ожидалось, по мнению аналитика Института энергетической экономики и финансового анализа Кристофера Долемана.

«Электрогрузовики сейчас опережают модели на СПГ в Китае, поэтому спрос страны на ископаемое топливо может упасть, и в других странах он может никогда не взлететь», – добавляет Долеман.

Снижение затрат ускоряет переход к электрогрузовикам в Китае

Доля электромобилей в продажах новых грузовиков выросла более чем в три раза с 8% в 2024 году до 28% к августу 2025 года, чему способствовало снижение цен. По данным Commercial Vehicle World, электрогрузовики опережали по продажам автомобили на СПГ в Китае в течение пяти месяцев подряд.

Хотя электрогрузовики в 2-3 раза дороже дизельных и примерно на 18% дороже моделей на СПГ, их более высокая энергоэффективность и низкие эксплуатационные расходы могут сэкономить владельцам от 10% до 26% за весь срок службы автомобиля, согласно исследованиям китайских ученых.

«Когда дело доходит до тяжелых грузовиков, владельцы автопарков в Китае очень ориентированы на конечный результат», — отмечает Долеман.

Ранние продажи стимулировались щедрыми государственными субсидиями, включая программу 2024 года, позволяющую владельцам сдавать старые грузовики в обмен на новые или электрические модели. Владельцы могут получить до $19 000.

Инвестиции в зарядную инфраструктуру также стимулируют спрос на электрогрузовики. Крупные логистические центры, включая Дельту реки Янцзы, оснастили выделенные зарядные станции на ключевых грузовых маршрутах. Такие города, как Пекин и Шанхай, построили мощные зарядные узлы на автомагистралях, способные заряжать грузовики за считанные минуты.

CATL, крупнейший в мире производитель аккумуляторов для электромобилей, запустил систему быстрой замены батарей для тяжелых грузовиков в мае и планирует создать общенациональную сеть станций замены, охватывающую 150 000 км китайских скоростных магистралей.

Влияние на мировые энергетические рынки

Аналитики отмечают, что всплеск продаж электрогрузовиков сокращает использование дизельного топлива и может изменить будущий спрос на СПГ.

По данным Администрации энергетической информации США, потребление дизельного топлива в Китае, втором крупнейшем потребителе после США, упало до 3,9 млн баррелей в день в июне 2024 года, что на 11% меньше по сравнению с прошлым годом. Это частично отражает переход на СПГ и электрогрузовики.

«Рост китайского сектора электрогрузовиков — одна из наименее освещаемых историй в глобальном энергетическом переходе, особенно учитывая ее потенциальное влияние на региональные потоки торговли дизельным топливом», — считает Тим Даисс из APAC Energy Consultancy.

Продажи грузовиков на СПГ достигли пика в сентябре 2023 года и марте 2024 года после ослабления транспортных ограничений, введенных во время пандемии COVID-19, отмечает Люханьцзы Ян из ICCT Beijing. К июню 2025 года продажи снизились на 6% по мере роста популярности электрогрузовиков.

Прогноз Shell по СПГ на 2025 год предполагает, что спрос на импортный СПГ в Китае, крупнейшем импортере СПГ в мире, продолжит расти, отчасти благодаря грузовикам на СПГ. Также предполагается, что использование СПГ в грузоперевозках может распространиться на другие рынки, такие как Индия.

Исследовательская компания Rhodium Group из Нью-Йорка оценивает, что китайские электрогрузовики уже сокращают потребление нефти, эквивалентное более чем миллиону баррелей в день.

Долеман считает СПГ «переходным этапом», маловероятным за пределами Китая, где обширная трубопроводная инфраструктура, обильное внутреннее производство газа и побочные продукты, такие как коксовый газ, создали условия, способствующие использованию СПГ в грузоперевозках, чего нет в других странах.

Китай планирует внедрить новые стандарты выбросов для транспортных средств, которые ограничат различные загрязнители и установят целевые показатели выбросов парниковых газов для всего модельного ряда производителя. Это сделает «практически невозможным» для компаний, полагающихся исключительно на ископаемое топливо, соблюдение новых норм, говорит Ян.

Исследование ICCT 2020 года показало, что грузовики на СПГ сокращают выбросы на 2-9% за 100 лет, но могут быть более загрязняющими в краткосрочной перспективе из-за утечек метана, мощного парникового газа, который может удерживать в атмосфере в 80 раз больше тепла, чем углекислый газ, в краткосрочной перспективе. Современные дизельные двигатели по эффективности очистки воздуха почти сравнялись с СПГ.

Китай нацелился на мировой рынок электрогрузовиков

Китай, уже являющийся крупнейшим экспортером легковых автомобилей, теперь обращает внимание на мировой рынок электрогрузовиков.

Китайские автопроизводители снизили затраты и ускорили производство грузовиков, обеспечив бесперебойную работу различных компонентов благодаря собственному производству ключевых узлов, от батарей до двигателей и электроники, отмечает Билл Руссо, основатель и генеральный директор консалтинговой компании Automobility Limited в Шанхае.

Гиперактивная индустрия доставки Китая, особенно городские грузоперевозки, стала ранней испытательной площадкой для этих транспортных средств, добавил он.

По данным отчета McKinsey & Company, в 2021-2023 годах экспорт китайских большегрузных автомобилей, включая электромобили, на Ближний Восток и в Северную Африку вырос примерно на 73% в год, в то время как поставки в Латинскую Америку увеличились на 46%. Ожидается рост доли электромобилей, хотя ограниченная зарядная инфраструктура может стать проблемой.

Китайская компания Sany Heavy Industry заявила, что начнет экспорт своих электрогрузовиков в Европу в 2026 году. Компания уже экспортировала некоторые электрогрузовики в США, азиатские страны, такие как Таиланд и Индия, а также в Объединенные Арабские Эмираты.

В июне китайский производитель электромобилей BYD заложил фундамент завода по производству электрогрузовиков и автобусов в Венгрии, ориентируясь на обязательную европейскую цель по сокращению выбросов углекислого газа от новых грузовиков на 90% к 2040 году по сравнению с уровнями 2019 года.

Согласно другому исследованию McKinsey 2024 года, цены на грузовики с нулевым уровнем выбросов в Европе должны примерно удвоиться, чтобы стать доступной альтернативой дизельным.

Volvo заявила Associated Press, что не комментирует конкурентов, но приветствует «конкуренцию на справедливых условиях», в то время как Scania не ответила на запрос.

«Ситуация меняется», — заключает Даисс.

Комментарии

Комментариев пока нет.