Провал теплоизоляции: дома в холоде и сквозняках

Программа энергоэффективности Великобритании, направленная на утепление жилья, столкнулась с серьезной критикой. Согласно отчету Национального аудиторского управления, десятки тысяч домохозяйств остались с некачественно или даже опасно выполненными работами по изоляции. Причиной тому стали недостаточный контроль, низкая квалификация исполнителей и размытая ответственность.

Этот доклад вызывает беспокойство не только из-за человеческих страданий, но и потому, что он вскрывает более глубокие проблемы управления процессом декарбонизации отопления жилья в Великобритании. Эта сложная задача требует долгосрочного стратегического планирования, но вместо этого она отдана на откуп рыночным механизмам.

Схема Energy Company Obligation (ECO) была разработана для того, чтобы энергетические компании помогали домохозяйствам снижать выбросы и счета за энергию. По сути, эти компании, продающие вам электричество или газ, должны были финансировать утепление и модернизацию систем отопления в домах, выполняя установленные правительством цели по снижению углеродного следа и энергопотребления. Регуляторы же должны были проверять соответствие выполненных работ установленным стандартам.

До ECO существовало две аналогичные программы, работавшие по схожему принципу. Долгое время они успешно справлялись с простыми и недорогими работами, такими как утепление чердаков или полостей в стенах. Однако в 2013 году была запущена ECO, которая расширила сферу применения, включив более сложные и дорогостоящие мероприятия, например, утепление сплошных стен – беспрецедентное изменение.

Что пошло не так?

Последние выводы Национального аудиторского управления подтверждают опасения: такая система была обречена на провал. Многие выполненные работы требуют значительного исправления, а некоторые представляют прямую угрозу здоровью. Проблемы, с которыми столкнулись, знакомы: недостаточная квалификация рабочей силы, несертифицированные подрядчики, слабое регулирование и надзор.

Каждую из этих проблем можно было бы решить отдельно. Правительство могло бы улучшить обучение специалистов, ужесточить проверки и бороться с мошенничеством. Однако в совокупности эти проблемы указывают на более глубокое заблуждение: слепую веру в то, что рыночные инструменты способны обеспечить фундаментальные изменения.

Обязательства по энергоэффективности, подобные ECO, хорошо работают для стандартизированных, низкорисковых действий, таких как замена лампочек или модернизация котлов. Однако, как мы предупреждали еще в 2012 году, они менее подходят для комплексных, капиталоемких работ по модернизации миллионов домохозяйств, требующих значительной координации и долгосрочного финансирования.

Управление энергоэффективностью в Великобритании по-прежнему находится на расстоянии от реальных условий в домах граждан. Ответственность размыта между поставщиками энергии, центральными ведомствами, аудиторами и местными органами власти, и часто кажется, что никто не несет реальной ответственности.

Именно поэтому недостатки, отмеченные в отчете Национального аудиторского управления, – это не просто мелкие сбои в реализации или вина отдельных недобросовестных подрядчиков. Это провалы модели управления, рассчитанной на постепенные изменения, а не на трансформацию, необходимую для достижения нулевых выбросов.

Уроки Германии

Если Великобритания действительно стремится модернизировать миллионы домов, ей следует изучить успешный опыт других стран. Одной из таких программ является долгосрочная программа кредитования KfW в Германии. На протяжении более трех десятилетий она поддерживает высокопроизводительную реновацию жилья за счет предоставления льготных кредитов и грантов. Последовательные правительства Германии признавали, что отдача от таких инвестиций – в виде рабочих мест, налоговых поступлений, экономического стимулирования – постоянно превосходила первоначальные затраты.

В отличие от этого, программа ECO неоднократно реструктурировалась, с меняющимися целями и уровнями финансирования, что затрудняет долгосрочное планирование. Отношение к модернизации жилья как к краткосрочному обязательству, а не как к национальному проекту долгосрочного развития, оставило Великобританию далеко позади других стран.

Модернизация жилья – процесс, по своей сути, локальный (нельзя перевезти дом в другой район). Поэтому местные органы власти должны играть гораздо более значимую роль в координации работ, обеспечении качества и увязке модернизации с другими социальными задачами, такими как борьба с топливной бедностью.

Привлечение местных властей позволило бы согласовать задачи по модернизации с приоритетами регионов, а не с далекими целями центрального правительства. Это также могло бы восстановить доверие среди людей, которые, вполне возможно, с подозрением относятся к подобным схемам.

Предстоящий план правительства Великобритании по обеспечению «теплых домов» – это шанс начать с чистого листа. Правительству следует внимательно изучить имеющиеся инструменты и подумать о том, что необходимо для создания креативной и смелой политики, способной обеспечить декарбонизацию наших домов.

Комментарии

Комментариев пока нет.

Информация

Опубликовано: 24 октября 2025
Категория:
Категория: ТехноЛента
Просмотров: 7