Цифровые барьеры против фейков: решение для соцсетей
Многие из нас, вероятно, кликали 'поделиться' или 'лайкнуть' пост в социальных сетях, даже не прочитав его внимательно. Новое исследование предлагает решение, которое может дать пользователям паузу для размышлений перед распространением информации.
Исследователи из Копенгагенского университета представили простой, но действенный метод борьбы с дезинформацией в социальных сетях: сделать процесс распространения контента немного более затруднительным.
Социальные платформы, такие как Facebook, Instagram и X, сделали процесс обмена информацией максимально легким. Однако, помимо развлекательного контента, мы также распространяем фейковые новости и дезинформацию. Исследования показывают, что такой контент особенно привлекателен и распространяется быстрее, чем достоверная информация, отчасти потому, что алгоритмы платформ отдают приоритет сенсационным постам, которые активно делятся.
Что, если бы процесс распространения контента был немного сложнее? Именно такую идею выдвинули исследователи Копенгагенского университета в своей новой статье, опубликованной в npj Complexity.
«Наша идея состоит во введении небольшой паузы в процессе распространения, чтобы побудить людей задуматься о том, чем они делятся, прежде чем нажать кнопку», — говорит аспирантка Лаура Ян, ведущий автор исследования вместе с профессором Винсентом Ф. Хендрикссом. «Мы разработали и протестировали компьютерную модель, которая имитирует распространение информации на платформах вроде X, Bluesky и Mastodon. Она показывает, что небольшое цифровое трение — например, всплывающее сообщение — может эффективно сократить количество распространяемого контента».
Модель исследователей демонстрирует, что цифровые барьеры могут быть эффективным инструментом для уменьшения числа репостов. Однако она также показывает, что сами по себе эти барьеры не обязательно улучшают качество распространяемого контента.
Чтобы решить эту проблему, они добавили в модель обучающий элемент, с которым пользователи сталкиваются при попытке поделиться постом. «Это может быть всплывающее окно с короткой викториной, задающей вопросы типа: Как определяется дезинформация, и что делает эта социальная платформа для ограничения фейковых новостей? Идея заключается в том, что этот обучающий элемент побудит пользователей задуматься о своем поведении и делиться меньшим количеством проблемных постов», — объясняет Хендрикс. «И мы видим по модели, что когда барьеры сочетаются с обучением, среднее качество распространяемых постов значительно возрастает».
Следующим шагом для исследователей является проверка того, имеют ли аналогичные цифровые барьеры с элементами обучения такие же положительные эффекты в реальных условиях.
«Мы надеемся, что наше предложение вдохновит технологических гигантов на инновационные решения в борьбе с дезинформацией. Они могли бы помочь нам протестировать перспективную компьютерную модель, чтобы увидеть, снизится ли вовлеченность с низкокачественным контентом и станут ли пользователи лучше распознавать дезинформацию в реальных ситуациях», — говорят Ян и Хендрикс. Если сотрудничество с крупной социальной платформой не будет возможным, исследователи намерены использовать симулированные платформы, доступные для исследовательских целей.
Комментарии
Комментариев пока нет.