Игры меняют реальность: как виртуальный мир влияет на нас

Популярная игра Tetris, появившаяся 40 лет назад, стала настоящим культурным феноменом. Недавние исследования выявили неожиданные аспекты этого явления: сочетание полного погружения, запоминающейся музыки и сложного распознавания образов может приводить к тому, что игра буквально проникает в реальность.

Эффект Тетриса

Опытные игроки в Tetris часто сообщают о визуальных и слуховых искажениях за пределами игрового мира. Это явление, известное как эффект Тетриса, проявляется в повышенном внимании к геометрическим узорам или в попытках найти логику в расположении предметов в реальной жизни.

Феномен переноса игры (GTP)

Доктор Анжелика Б. Ортис де Гортари, исследователь-психолог, посвятила десятилетия изучению феномена переноса игры (GTP), который она определила в 2011 году. GTP – это нередкое явление, возникающее в результате любого вида игр, а не только Tetris. Гортари впервые столкнулась с этим, когда брала интервью у 42 геймеров для своей докторской диссертации. Один из них, футболист, рассказывал о странных искажениях на поле: «Он начал видеть полоски здоровья над головами игроков противника», а другой слышал голосовые команды, уворачиваясь от подкатов или преследуя соперников. В свободное время он много играл в World of Warcraft. Гортари подчеркивает, что GTP не всегда связан с чрезмерным увлечением: «Это зависит от игры и индивидуальной восприимчивости».

«Происходит перенос между реальным миром и видеоигрой… но во многих случаях это также может быть вызвано чем-то, связанным с игрой, в окружающей среде», – объясняет Гортари. Ее исследования показали, что до 96,6% заядлых геймеров испытывают ту или иную форму GTP, что подтверждается последующими исследованиями с участием более тысячи человек.

Игра продолжается?

Несмотря на некоторые негативные последствия, такие как нарушения сна из-за навязчивых мыслей, образов или звуков, связанных с игрой, GTP не является расстройством. Многие люди находят этот опыт приятным и сознательно стремятся к слиянию реального и виртуального миров.

Из-за огромного разнообразия видеоигр сложно дать единое определение GTP. «Существуют явные проявления, например, музыка, звучащая вне игры», – говорит Гортари. «Также есть телесные ощущения, связанные с тактильными чувствами, как, например, от контроллера». Технически GTP определяется как измененные сенсорные восприятия – визуальные, слуховые или телесные, – включая автоматические мыслительные процессы и поведение. Люди, испытывающие эти эффекты, могут беспокоиться, что это признаки проблем с психическим здоровьем, но это не всегда так.

Хотя люди с определенными расстройствами более склонны к интенсивным проявлениям GTP, сама распространенность GTP не связана с частотой этих расстройств. Это корреляция, а не причинно-следственная связь. «Мы действительно видим, что люди с предыдущими диагнозами более восприимчивы к феномену переноса игры, и у них он проявляется более интенсивно», – отмечает Гортари. GTP чаще встречается у людей с расстройством игровой зависимости и недавно был выделен как предиктор этого состояния.

Когда люди пытаются отказаться от игр, виртуальный мир иногда следует за ними повсюду. «У нас есть случай игрока, который проходил терапию по поводу злоупотребления видеоиграми. Он начал компульсивно принимать душ», – рассказывает Гортари. «Он жаждал душей, потому что хотел вызвать музыку из игры». По какой-то причине душ вызывал у него в реальной жизни музыкальное сопровождение из игры.

Пост-Тетрис стрессовое расстройство?

Хотя некоторые видеоигры могут иметь негативные последствия, другие, как Tetris, могут предотвращать вторжение прошлого в настоящее. Исследование 2017 года показало, что игра в Tetris может служить средством лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Навязчивые воспоминания о травме, или флэшбэки, являются одними из самых тяжелых симптомов ПТСР. Однажды увидев нечто болезненное и ужасное, человеку бывает почти невозможно забыть это.

Другое исследование выявило, что игра в Tetris в течение 6 часов после травматического события может снизить частоту флэшбэков. Эти результаты позволяют предположить, что быстрая игра, такая как Tetris, может занимать область мозга, отвечающую за формирование воспоминаний, предотвращая «сгущение» травматических воспоминаний.

Некоторые даже назвали Tetris «когнитивной вакциной» против ПТСР. Хотя не все аспекты этих исследований были успешно воспроизведены, сложно отрицать, что игра в Tetris оказывает краткосрочное воздействие на ПТСР.

Размытые границы

Существуют и более тревожные аспекты постоянно размывающихся границ между реальным и виртуальным мирами. В то время как GTP, казалось бы, подрывает идею о том, что жестокие видеоигры не приводят к жестокому поведению, этот сложный вопрос остается открытым. Гортари говорит: «Мои исследования показывают, что даже кажущиеся безобидными действия, такие как прыжок с высоты, могут представлять опасность для некоторых людей, если они теряют связь с реальностью и действуют импульсивно».

Она считает, что разработчикам игр крайне важно учитывать последствия GTP в своей работе. В качестве примера она приводит теоретическую игру, где зеленый свет означает «стоп», а красный – «иди». Если бы такой игрок на мгновение «потерял связь с реальностью» на перекрестке, это могло бы привести к серьезной аварии или даже к гибели людей.

Комментарии

Комментариев пока нет.